Хотя усилия российских властей несколько понизили градус политического напряжения в ситуации вокруг Украины, угроза новых, еще более жестких санкций со стороны Запада остается реальной. Некоторые страны уже приостановили военное сотрудничество с Россией и взаимодействие в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). О том, как могут сказаться эти запреты на деятельности оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, корреспондент «ВПК» узнал у ветерана системы военно-технического сотрудничества нашего государства с зарубежными партнерами вице-адмирала Валентина Власова. С 1984 по 1992 год Валентин Андреевич возглавлял ГКЭС – Главное инженерное управление Государственного комитета экономического сотрудничества (один из предшественников нынешнего Рособоронэкспорта), которое занималось поставками за рубеж отечественных вооружений и военной техники.
– Валентин Андреевич, сегодня в Евросоюзе и США обсуждается возможность введения очередных санкций против России. Как вы считаете, повлияют ли эти запреты на деятельность Рособоронэкспорта?
– В течение последних лет Соединенные Штаты неоднократно вводили различные ограничения на взаимодействие своих предприятий и фирм с Рособоронэкспортом.
Так, в августе 2006 года Госдепартамент США ввел санкции в отношении Рособоронэкспорта и компании «Сухой». Эти запреты мы рассматривали как недружественный акт в отношении России и попытку дестабилизировать ВТС с зарубежными странами. Однако американские санкции не вызывали осложнений в работе Рособоронэкспорта, поскольку с этой страной и ее фирмами практически не осуществлялись какие-либо совместные проекты в сфере ВТС ни на двусторонней основе, ни с участием третьих стран.
Затем были попытки Госдепартамента США объявить санкции в январе 2007 года. Тогда мы восприняли это как проявление недобросовестной конкуренции в отношении Рособоронэкспорта и Российской Федерации в целом.
Наконец, в июле 2012-го палата представителей конгресса США приняла поправку, которая запрещала Пентагону сотрудничать с Рособоронэкспортом. Тогда оказалось под угрозой выполнение контракта между российским госпосредником и командованием сухопутных войск США на дополнительную поставку 12 вертолетов Ми-17В-5 силам безопасности Афганистана. Но вопреки желанию американских законодателей контракт был выполнен. Напомню, основной контракт на 21 вертолет реализован в 2012 году. Более того, вскоре Рособоронэкспорт заключил с Пентагоном дополнительный контракт еще на 30 вертолетов и сейчас все поставки Ми-17В-5 для Афганистана ведутся в соответствии с графиком.
– Инициаторы санкций чаще всего выбирают для своих ударов наиболее уязвимые места. В прессе уже промелькнуло сообщение о возможном прекращении отгрузки узлов и агрегатов для российского пассажирского авиалайнера «Суперджет», который на 60–70 процентов состоит из западных компонентов.
– Тогда (с усмешкой) российский авиапром начнет выпускать еще больше боевых самолетов и еще активнее продавать их зарубежным заказчикам, часть которых не испытывает особого пиетета к США и НАТО. Западу это надо?
Если же говорить серьезно, то подобные «болевые» санкции наконец-то заставят российский оборонно-промышленный комплекс по-настоящему активно заниматься научно-техническими разработками в тех направлениях, где мы серьезно отстали от конкурентов за последние 20 лет. Таким образом, санкции станут серьезным катализатором и стимулом развития нашей импортозамещающей базы. И за это нужно будет только поблагодарить страны Запада.
– Можно конкретный пример?
– Конечно. Ахиллесова пята нашего ОПК – электронно-компонентная база. Практически 70 процентов электроники в отечественной высокотехнологичной продукции – импорт. Но, во-первых, на западных поставках свет клином не сошелся и мы вполне можем задействовать другие источники приобретения электронных компонентов. Во-вторых, если нам все же окончательно «перекроют кислород», отечественная микроэлектроника быстрее начнет разработку и производство собственных образцов. Хотя не скрою, угнаться за мировыми лидерами будет достаточно сложно, ведь электронно-компонентная база практически полностью обновляется в течение трех – пяти лет.
– Как известно, ответ на недружественную санкцию может быть адекватным (по принципу «око за око, зуб за зуб»), а может быть асимметричным (если откусите у нас палец, можете потерять собственную руку, а то и голову). Какой путь будет избран нами?
– Мы мирные люди и жестким мерам предпочитаем конструктивный и деловой переговорный процесс. Но если нас будут вынуждать, то инициаторам напряженности нужно помнить, что санкции – это палка о двух концах. Зарубежные компании, которые прекратят поставки по заключенным контрактам, должны будут не только вернуть полученные из России деньги (оплата заказанных узлов и агрегатов), но и выплатить весьма солидные штрафные санкции. К тому же у них возникнут серьезные трудности с реализацией уже изготовленных по нашему заказу деталей, узлов и компонентов.
Если говорить об асимметричном ответе, то крупнейшим производителям авиалайнеров США и Европы придется очень тяжело без российского титана. Но думаю, у западных политиков хватит здравого смысла не доводить ситуацию до абсурда.
Нужно учитывать и те внешнеэкономические связи, которые поддерживают с Россией Соединенные Штаты и Евросоюз. Если товарооборот между РФ и США всего 40 миллиардов долларов, то Евросоюзу есть что терять. Здесь на кон поставлено 400 миллиардов. Как говорится, почувствуйте разницу…
Давайте вспомним и еще один нюанс, о котором мало кто задумывается. Если российский ОПК не сможет производить в связи с объявлением санкций какую-то технику военного назначения для наших зарубежных партнеров, то в первую очередь это негативным образом может сказаться на государствах – заказчиках российского оружия. А ведь среди этих стран есть союзники США и НАТО.
– Недавно глава МИДа Франции Лоран Фабиус заявил, что Париж может рассмотреть возможность отмены договоренностей с РФ по вертолетоносцам типа «Мистраль». Что тогда?
– На мой взгляд, это маловероятно. Закупка вертолетоносцев осуществляется в рамках межправительственных соглашений с Францией. Соответственно были даны правительственные гарантии с обеих сторон. Разрыв таких соглашений станет чувствительным ударом по престижу страны как надежного партнера. А это серьезные репутационные потери. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин уже прямо заявил, что в такой чувствительной сфере, как ВТС, Франция начинает терять к себе доверие как к надежному поставщику. Да и сам господин Фабиус признал, что отмена договоренностей ударит и по французской стороне.
– Ну все же предположим, французы откажут нам в поставке «Мистралей»…
– В последнее время Франция прилагала значительные усилия для развития сотрудничества с нашей страной в военно-технической области. При этом французы неизменно встречали поддержку с российской стороны, несмотря на то, что общий баланс в торговле складывался в пользу французских партнеров. По этой причине и больший ущерб от разрыва связей понесет Франция. Хотя следует откровенно признать: мы очень дорожим тем уровнем взаимного доверия, который по крупицам формировался на протяжении многих лет в этой чрезвычайно деликатной области.
Опять же перспектива немалых финансовых потерь. В случае прекращения французской стороной действия контракта она должна будет возвратить нам уплаченные денежные средства в объеме невыполненных обязательств, а при определенных обстоятельствах у нас могут появиться основания для того, чтобы потребовать возврата всех средств, уже перечисленных в рамках исполнения контракта. Однако не исключено, что французскому руководству придется расплачиваться не только с нами, но и со своими национальными компаниями, которые не получат тех денег, на которые они рассчитывали в связи с реализацией этого масштабного контракта.
– Но ведь и мы останемся без современных десантных вертолетоносных кораблей-доков…
– Напомню, что контракт был заключен на основе тендера, в котором участвовало несколько стран. Причем в ходе обсуждения ряд наших специалистов отдавали предпочтение другим претендентам. Так что если будет признано целесообразным, можно было бы вернуться к этим предложениям либо объявить новый тендер. Да и российские корабелы, как известно, заявляют о своей готовности построить собственный десантный корабль нового поколения, который не уступал бы французскому «Мистралю». Скажу тем, кто не знает: кормовая часть «Мистраля» была изготовлена у нас на Балтийском заводе и доставлена во Францию для стыковки с основным корпусом. Так что опыт, как видите, у нас есть. А создание в интересах Индии авианосца «Викрамадитья» даже скептиков убедило в том, что нам по плечу задачи такого масштаба.
– Тогда как расценить заявление, которое сделал гендиректор выставки вооружений «Евросатори» генерал Патрик Кола де Франк по поводу того, что России могут запретить участие в этом крупнейшем международном салоне, который состоится в Париже с 16 по 20 июня этого года? Не исключено, что нашу страну могут объявить персоной нон грата и на авиационной выставке «Фарнборо-2014», которая пройдет в Лондоне с 14 по 20 июля.
– Ежегодно предприятия ОПК Российской Федерации, в том числе и Рособоронэкспорт, участвуют примерно в 20 крупнейших международных выставках. И везде Россия является одним из самых крупных экспонентов, серьезно поднимая авторитет и престиж любой, даже самой крупной выставочной площадки. Иного и быть не может. Ведь наша страна занимает второе место в мире по экспорту продукции военного назначения, а отечественный ОПК на международных оружейных форумах представляют десятки российских предприятий. Сейчас уже зарезервированы достаточно большие площади под нашу экспозицию и на «Евросатори-2014», и на «Фарнборо-2014». Предполагалось, что там будут выставлены натурные образцы современной военной техники, которые могли бы стать украшением любой, даже самой престижной выставки. Мы спокойно переживем отсутствие на одной-двух выставках, а вот организаторам этих салонов найти эквивалентную замену за оставшиеся полтора-два месяца да еще и по тем ценам, которые они запросили, практически невозможно. Так что в данной ситуации эти санкции – плевок против ветра.
– После развала СССР значительная часть предприятий ОПК осталась на территории Украины. Сегодня в рамках исторически сложившейся кооперации мы закупаем у нашего соседа многие комплектующие для производства финальных образцов. Что если новые власти в Киеве примут решение о полном прекращении поставок этих изделий?
– Такое решение поставит российский ОПК в достаточно сложную, но вполне преодолимую ситуацию. Россия заказала в украинском ОПК различную продукцию примерно на 15 миллиардов долларов. Но в случае санкций наш сосед не получит этих огромных средств. Для оборонно-промышленного комплекса Украины это обернется катастрофой. Ни Европе, ни тем более США не нужны ни украинские вертолетные и авиадвигатели, ни самолеты семейства Ан, ни морские силовые установки. А ведь это наиболее прибыльная и современная продукция украинского ОПК, которая в основной своей массе изготавливается для Российской Федерации.
– Но уже снят с должности глава авиаконцерна «Антонов» Герой Украины Дмитрий Кива, который ратовал за сотрудничество с нашей страной, а «Укроборонпром» запретил отгрузку в Россию продукции военного и двойного назначения.
– На мой взгляд, это конъюнктурные политические решения новой киевской власти, абсолютно лишенные здравого смысла. Если тренд на развал ОПК Украины продолжится, цена этих действий будет слишком высока для новых киевских властей. Десятки тысяч квалифицированных рабочих и специалистов украинских промышленных предприятий будут уволены. Что они станут делать? Вольются в ряды непримиримых противников правительства, принявшего такое решение. Последствия, мне кажется, очевидны. Развал большинства промышленных предприятий, которые в свое время были национальной гордостью, – удел многих стран бывшего соцлагеря и республик СССР. Зато теперь польский сантехник, украинская сиделка, болгарский чернорабочий, молдавская нянька и т. д., и т. п. – классические «национальные профессии» в Западной Европе.
А если уж мы заговорили о нынешних возможностях ведущих предприятий Украины, давайте вспомним недавний пример. Построенный всей страной еще в советские времена на 80–90 процентов авианосец «Варяг», который достался Украине после раздела военного имущества СССР, так и не был доведен до ума кораблестроителями Николаева. В 1998 году его продали Китаю по цене металлолома для… распила «на иголки». Теперь это полноценный учебно-боевой авианосец «Ляонин» в составе китайских ВМС.
– Валентин Андреевич, вы длительное время руководили Главным инженерным управлением (ГИУ) Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям. Скажите, были в тот период примеры эффективных международных санкций, которые бы срывали выполнение обязательств по контрактам ГИУ на поставки вооружения или военной техники нашим зарубежным партнерам?
– Я таких случаев не припомню. Известные ограничения на приобретение Советским Союзом ключевых зарубежных оборонных технологий успешно преодолевались. То же самое могу сказать и про оборудование для производства новых систем вооружения. Так или иначе, но мы все равно решали эти проблемы. Введение запретов, ограничивающих деятельность самодостаточного государства, обычно вызывает мобилизацию интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов всей страны, направленных на преодоление этих санкций. Особенно, если речь идет об обеспечении национальной обороны. Примеры из истории есть: Советский Союз, Китай, КНДР, ЮАР, наконец, Иран. Против них в разное время вводились те или иные международные санкции, некоторые из них продолжают действовать до сих пор. Но в военно-техническом отношении эти страны развиваются, опираясь на собственные силы и ресурсы своих союзников. Так что по большому счету любые санкции – это инструмент укрепления оборонно-промышленного потенциала страны, против которой они объявлены.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках