Босая Европа

Босая Европа

Природные ресурсы Европы подходят к своим нулевым значениям. Уголь, нефть и газ просто заканчиваются, говорится в докладе британского института GSI. Данный прогноз ставит под большое сомнение планы европейских политиков по снижению зависимости от поставок энергоресурсов из России.

«Уголь, нефть и газ в Европе заканчиваются, и она нуждается в альтернативных источниках», – говорится в докладе британского Института глобального устойчивого развития (Global Sustainability Institute), сообщает BBC.

Так, в Великобритании через три года исчезнут собственные запасы природного газа, через четыре с половиной года иссякнет уголь, а через пять лет – и нефть. Во Франции ситуация в сфере энергоресурсов еще хуже: менее чем через год она исчерпает все три вида полезных ископаемых.

Доклад нарисовал пеструю удручающую картину по всей Европе. Относительно неплохо дело обстоит с углем. Так, Болгария имеет 34-летний запас угля, Германия – 250-летний запас угля, однако менее чем через год ей совсем неоткуда будет добывать нефть. «Уголь, нефть и газ в Европе заканчиваются, и она нуждается в альтернативных источниках», – подчеркивается в исследовании, передает BBC. Сам доклад еще не опубликован.

Между тем некоторые эксперты скептически относятся к такого рода прогнозам. Так, Джим Скеа, консультант-исследователь Энергетической стратегии Великобритании, ставит под сомнения выводы института. «Это звучит маловероятно. Более того, это не имеет значения – Великобритания имеет стабильные поставки импортной энергии», – говорит он.

Однако статистические данные последних десятилетий подтверждают на первый взгляд кажущийся апокалиптическим прогноз института GSI.

Газ

По данным BP, за период с 2000 по 2012 год доказанные запасы газа в ЕС сократились более чем вдвое – с 3,8 до 1,7 трлн кубометров. Запасы выросли только в Норвегии – с 1,3 до 2,1 трлн кубометров, указывает глава консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Внутри Евросоюза, по его словам, сильнее всего снизились запасы Англии – с 1,2 до 0,2 трлн кубометров. Для сравнения: в 2000 году запасы Англии и Норвегии были примерно равными, замечает Корчемкин.

За последнее десятилетие добыча природного газа в ЕС упала более чем на треть, а в абсолютном выражении – почти на 70 млн тонн нефтяного эквивалента, отмечает и заведующий сектором ИЭФ Сергей Агибалов.

«При этом с 2000 по 2012 гг. газовые цены выросли почти вчетверо. Не будь этого роста цен, запасы газа в Евросоюзе уже сейчас были бы близкими к нулю», –считает Корчемкин.

Нефть

В сфере добычи нефти еще более негативные тенденции – внутренняя добыча снизилась более чем двое, со 157 до 69 млн тонн, говорит Агибалов. «Внутренняя добыча в Европе дальше будет только сокращаться», – ожидает эксперт.

Добыча нефти в Европе неуклонно сокращается из-за истощения месторождений. И если Россия, где также наблюдается истощение разработанных еще в советское время месторождений, может переориентироваться на новые месторождения и в более отдаленной перспективе на шельфовую добычу, то у Европы таких козырей в рукаве нет.

В Европе сейчас добывают нефть только Норвегия – 1,9 млн баррелей в день и Англия – 0,9 млн баррелей в день. Еще 0,5 млн баррелей в день добывают все остальные страны. Неудивительно, что зависимость Европы от поставок российской нефти даже сильней, чем по газу. Россия поставляет в Европу 5 млн баррелей нефти в день (против 3,3 млн баррелей, которые добывает сама Европа). Всего же еврозона потребляет 9,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в день. Более половины – благодаря поставкам из России.

Эксперты ОПЕК полагают, что в Европе будет расти только норвежская нефтедобыча – за счет ввода в эксплуатацию недавно разведанных участков шельфа Северного моря, но лишь до 2020 года, а после тоже будет снижаться. При этом надежды стран Центральной и Восточной Европы на повторение у себя «сланцевой революции», как в США, могут не оправдаться. Уже сейчас первые пробуренные исследовательские скважины оказываются пустыми, поэтому пытающиеся найти сланец иностранные инвесторы сдаются, например в той же Польше.

Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2025 году внутренняя добыча в Европе упадет на 40 млрд кубометров, тогда как потребление вырастет еще на 43 млрд кубометров. Таким образом, потребность европейского рынка в импорте нефти увеличится еще на 83 млрд кубометров газа.

Правда, не факт, что России на этот раз удастся занять большую долю на европейском рынке. «В случае с Россией более вероятно, что в силу политических причин мы сможем ограниченно нарастить поставки газа. А прирост рынка по большей части достанется Африке, в частности Нигерии и странам Ближнего Востока», – считает Сергей Агибалов из ИЭФ.

Уголь

Уголь в Европе в целом еще имеется. Другое дело, что угля, который залегает неглубоко (открытый способ добычи), остается уже немного, а себестоимость подземной добычи каменного угля экономически невыгодна – слишком дорогой становится энергия. Великобритания, Чехия и Испания в последние годы постоянно заявляют о планах закрыть ряд шахт.

В Польше и Германии – традиционных добытчиках угля в Европе – аналогичная ситуация. Польша в 80-х годах вообще стала четвертой страной в мире по добыче угля, уступив только Китаю, СССР и США. Однако с того момента добыча угля в Польше неуклонно сокращалась. Сейчас в Польше отмечается сокращение добычи каменного угля при некотором росте доли бурого угля в энергобалансе. Потому что при пересчете на полученный киловатт-час бурый уголь использовать на 35–40% выгодней, чем каменный.

Германия хотела к 2018 году прекратить любую угледобычу. По каменному углю так и произойдет – его добычу остановят к этому сроку. Но вот производство бурого угля будет продолжаться, но только благодаря общественным протестам против закрытия одного из крупнейших буроугольных месторождений в Германии, принадлежащего компании RWE. Сама компания хотела закрыть и эту добычу из-за низкой прибыли.

Энергозависимость от соседей

Таким образом, страны Западной Европы вскоре станут еще более зависимыми от имеющих богатые запасы ресурсов соседей, таких как Россия и Норвегия, а также от Катара, делает вывод директор института GSI Элд Джоунс. «И тенденция будет лишь нарастать, если не принять самых решительных мер», – считает он.

Истощение запасов природных ресурсов в Европе делает ее еще более уязвимой для роста цен на энергоресурсы, указывает другой эксперт. А ЕС и так страдает из-за дорогой электроэнергии, которая подрывает конкурентоспособность европейской промышленности и в целом экономики ЕС.

Профессор института Виктор Адерсон предлагает европейским странам рецепт от энергетической зависимости – начать кампанию по самому активному использованию возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, приливных волн. Одновременно с этим надо инициировать поиски новых запасов нефти в Северном море, а также убедить США расширить поставки природного газа.

Однако эти способы могут не помочь. ЕС уже давно сокращает потребление природного газа путем замещения его относительно недорогим углем и отчасти – возобновляемыми источниками энергии. Однако альтернативные источники энергии все еще остаются очень дорогими по сравнению с традиционными.

Политики и энергетические компании уже начали активно выступать за сокращение расходов на возобновляемые источники энергии. Потому что они довольно плохо сочетаются с политикой бюджетной экономии, которая так необходима практически всем странам еврозоны (различается только уровень необходимой экономии).

Министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль недавно заявил, что в ЕС достигнут «предел по субсидиям для возобновляемой энергетики». В одной только Германии компании и потребители вынуждены ежегодно платить 24 млрд евро (32 млрд долларов) за поддержку развития альтернативных источников энергии. ЕС необходимо добиться снижения затрат на энергетику, в противном случае, по мнению немецкого министра, «Европе грозит деиндустриализация».

США дать Европе дешевые газ и нефть не могут. Для начала они пока технически не могут поставлять энергоресурсы в Европу. Прежде всего надо достроить инфраструктуру, те же СПГ-терминалы как для экспорта, так и для приема сжиженного газа, и пустить танкеры в Европу. Но появится другая проблема: у США физически не будет достаточных для ЕС объемов энергоресурсов.

И самое главное, что американцы не смогут, да и не захотят продавать энергоресурсы Европе по низкой цене. Цель США совсем в другом – не помочь Европе дешевыми ресурсами, а завоевать ее рынок. А для этого надо еще потеснить Россию на энергетическом рынке Европы. И именно для этого в том числе разыгрывается украинский сценарий. Так считает и доказывает свое мнение, в частности, аналитик Александр Полыгалов.

Источник