Первый зампред аграрного комитета Госдумы Кирилл Черкасов и группа депутатов ЛДПР внесли на рассмотрение парламента пакет поправок — предлагается ввести уголовную ответственность за распространение ГМО и приравнять деятельность, связанную с ГМО и создающую опасность гибели человека, к теракту. Депутаты считают законопроект правительства, подготовленный в марте, чересчур мягким.
Разработчики поправок требуют дополнить 12-ю статью закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (принят в 1996 году; сейчас продукты питания с ГМО разрешены, но подлежат соответствующей маркировке). В частности, ответственность в области генно-инженерной деятельности, если она причинит вред работникам предприятий, населению, окружающей среде, хотят распространить не только на граждан и юрлиц. В перечень ответственных попадут должностные лица органов госвласти и местного самоуправления. При этом уголовное наказание предлагают распространять только на компании и должностные лица. Физическим лицам прописали лишь дисциплинарную ответственность.
Степень уголовного наказания депутаты предлагают определять с помощью ст. 205 УК РФ «Террористический акт», соответствующим образом дополнив третью часть этой статьи. То есть деятельность, связанная с ГМО, которая создает опасность гибели человека, может быть приравнена к терроризму, если будет доказано, что виновные совершили преступление намеренно. Такие преступления наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным лишением свободы.
Кроме того, поправки, регулирующие оборот ГМО, включают в 15-ю статью федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и КоАП РФ. Так, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение информации о загрязнении природы и окружающей среды из-за ГМО повлекут штраф для граждан в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей, должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что до момента появления научно обоснованного экспертного мнения о ГМО на территории РФ необходимо ужесточить требования к общественной безопасности использования ГМО в пищевых продуктах и животных кормах с целью уменьшения негативного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду.
Кирилл Черкасов сказал, что жесткое регулирование в генно-инженерной области просто необходимо, так как с вступлением России в ВТО увеличился ввоз такой продукции из-за рубежа. К тому же, по его словам, существует реальная перспектива того, что все существующие сегодня ограничения по использованию ГМО (например, выращивание модифицированных культур) будут нивелированы. Единственная сфера, куда государство не должно вмешиваться с контролем ГМО, — это наука. Черкасов также отметил, что к осенней сессии Госдумы будет подготовлен пакет поправок, определяющих техническую и экономическую стороны регулирования сферы ГМО.
Дискуссия об ужесточении оборота ГМО ведется последние несколько лет. После продолжительных межведомственных переговоров Минобрнауки в конце марта подготовило к внесению к Госдуму законопроект. Министерство предложило не запрещать ввоз, выращивание и продажу ГМО, но усилить трансграничный контроль, обязать маркировать продукцию и ввести миллионные штрафы для ГМО-производителей, транспортеров и продавцов, нарушающих действующее законодательство. Этот законопроект еще не внесен в Думу. Ранее в Госдуму вносились законопроекты, запрещающие использование и производство генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов растительного, животного и микробного происхождения, для использования их в пищевых продуктах и кормах для сельскохозяйственных животных. Но эти законопроекты не получали положительных отзывов со стороны правительства.
(Против, как обычно, выступили лица «либеральной национальности», в частности, тесно связанного с Дрейфусами-Ротшильдами представители «Зернового союза»).
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут называет методы, предлагаемые сейчас парламентариями, нерациональными. По его словам, за годы потребления продуктов питания на основе ГМО ученым так и не удалось доказать прямого влияния такой пищи на здоровье человека. Кроме того, пищевая промышленность — не единственная отрасль, использующая генно-модифицированные культуры, продолжает Корбут. ГМО также используют производители лекарств и текстиля.
— В мировой фармацевтической практике ГМО используется гораздо дольше, чем в пищевой. И большой вопрос, кого в этом случае нужно наказывать: тех, кто производит эти препараты, которые лечат людей, или тех, кто их запретит, — недоумевает вице-президент союза.
По мнению Корбута, непонятно, за что и как наказывать изготовителей хлопчатобумажной продукции, которые используют для пошива изделий генно-модифицированный хлопок. Доказать прямое влияние вещей из хлопка на здоровье также невозможно.
Директор по внешним связям Союза органического земледелия Анна Любоведская отмечает, что ни законопроект Минобрнауки, ни проект депутатов и аграрного комитета не отражают предложения президента Владимира Путина, который в конце марта на встрече с Советом Федерации говорил о том, что Россия должна защитить своих граждан от продуктов питания с ГМО. Введение уголовной ответственности Любоведская называет мнимой мерой, так как в суде будет крайне сложно доказать, что причиной смерти или вреда здоровью человека стали генно-модифицированные организмы.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках