Рабы ХХI века

Власти Бразилии заявляют, что в ходе специального рейда в юго-восточные провинции страны представители правопорядка освободили 95 рабочих ферм и плантаций, которых хозяева содержали практически в рабских условиях. Как оказалось, особенно «отличилась» плантация сахарного тростника в Рио-де-Жанейро, на которой в поте лица трудились обычные рабочие, не имевшие не только права голоса, даже паспорта, а, соответственно, и регистрации! Отсутствие всякой техники безопасности и должного снаряжения, приемлемых жилищных условий и чистой питьевой воды – вот что пришлось наблюдать сотрудникам правоохранительных органов. Клубничная ферма в провинции Минас-Жерайс также не осталась без внимания – 51 человек-раб существовали в аналогичных условиях. После того, как «рабы» покинули места своего обитания, власти пообещали в незамедлительном порядке выплатить компенсацию. Этот случай – не первый за последний месяц. Так, в середине августа крупная бразильская сельскохозяйственная компания была оштрафована на 2,8 млн долларов за то, что использовала труд 180 рабов, в том числе пожилых людей, которым за их работу не платили. Рабы содержались в нечеловеческих условиях и к труду принуждались. Правительственная программа по искоренению рабства была запущена в стране в 2002 году. Согласно обнародованным в мае нынешнего года данным Движения за права наемных рабочих, в 2008 году в рамках программы из рабских условий труда были освобождены 5266 человек. Однако активисты движения предупреждают, что расслабляться рано, так как, по их подсчетам, число рабочих, по-прежнему нуждающихся в помощи, в пять-шесть раз превышает число уже освобожденных. В отличие от отсталых полуфеодальных обществ вроде Мавритании, Бразилия выглядит вполне цивилизованной «демократической» страной, интегрированной в мировую экономику. Но за внешним бразильским благополучием скрываются чудовищная нищета миллионов безработных и сезонных рабочих, хищническая эксплуатация природных богатств и полное безразличие коррумпированной власти и потворствующих ей «умеренных левых». В этой стране никогда не было недостатка в бедняках, готовых пойти на любую работу ради собственного выживания и своей семьи. Поэтому неудивительно, что в ХХ веке здесь появилось новое рабство. Оно приняло совершенно иные, чем в традиционных восточных обществах, формы. Его можно назвать «рабством по контракту». Наибольшее значение «рабство по контракту» имеет для добычи древесного угля, в котором нуждается работающая на экспорт и внутренние нужды бразильская сталелитейная промышленность. Древесный уголь поступает в результате почти неограниченной вырубки тропических лесов Амазонии. В лесных площадях пока там еще нет недостатка, но есть недостаток в рабочей силе, который бразильские предприниматели и стремятся восполнить за счет «рабов по контракту». Вербовщики рабочей силы, которых бразильцы называют gatos («коты»), появляются в «фавеллах» - городских трущобах Сан-Паулу и Минас-Жерайса, обещая отчаявшимся безработным беднякам стабильный и высокий заработок на лесозаготовках. Люди верят, к тому же gatos часто покровительствуют местные власти, в том числе и полицейское начальство. У завербовавшегося на лесозаготовки рабочего gatos требуют в первую очередь удостоверение личности и трудовую книжку. И во многих случаях эти документы рабочий назад не получает. Начиная с этого момента, бразильский рабочий де-факто превращается в бесправного раба. Увезенный в далекие районы, рабочий не имеет ни цента даже для того, чтобы вернуться домой. Без документов они рискуют быть задержанными полицией, а отсутствие трудовой книжки делает невозможным устройство на работу. Поэтому завербованным рабочим не остается ничего иного, как в тяжелейших условиях почти задаром трудиться на хозяина. Лагеря, где производят древесный уголь, называются batterias – батареи угольных печей. В них может быть от 20 и до нескольких сотен печей, а количество рабочих – от 8 до 40 человек. Угольные печи имеют круглую форму и сделаны из кирпича и глины. Они выстроены в длинную прямую линию – двадцать, тридцать, сорок отстоящих друг от друга на небольшое расстояние печей. Через узкое отверстие рабочие заполняют печь древесиной, складывая ее штабелями, очень тщательно, чтобы все дерево хорошо прогорело и превратилось в уголь. Затем отверстие закладывают кирпичами, замазывают грязью и в печи разжигается огонь. Древесный уголь получается за счет сгорания древесины при минимальном содержании кислорода. Если в печи попадает слишком много воздуха, древесина сгорает до золы. Если воздуха мало, она превращается в бесполезные обугленные деревяшки. Горение продолжается примерно два дня и все это время рабочие должны следить за температурой. Территория вокруг лагеря представляет собой угнетающее зрелище. Все деревья уничтожены, стоит неимоверная жара. Амазонские леса – сами по себе места с очень жарким климатом. Постоянно горящие печи, над которыми струится дым, делают жару возле них неимоверной. Рабочие, черные от копоти и мокрые от пота, вынуждены забираться в саму печь, чтобы выгрузить уголь. От жары они работают почти голыми и поэтому покрыты ожогами. Как правило, после нескольких месяцев работы у печей рабочие заболевают и их безжалостно выгоняют. Редко кому удается продержаться год, два года – почти рекорд. Зная, что сроки получения максимальной прибыли с рабочего очень коротки, gatos стремятся выжать из него все соки, заставляя работать и днем, и ночью практически без передышки. Работодатели держат рабочих под своей властью разными способами. Во-первых, рабочие зависят от воды и пищи, которую им на грузовике привозят gatos. Во-вторых, в огромных лесных массивах Амазонии просто некуда бежать. А gatos ничего не стоит убить непокорного рабочего и закопать его в лесу – все равно полиция не заглядывает в эти места, и никто не будет заниматься его исчезновением. Удерживают рабочих и прямым насилием, расставляя вокруг лагерей вооруженных винтовками и автоматами охранников. Но наиболее надежное средство удержать рабочих от бегства – паразитирование на их честности. Заявляя рабочему, что тот ему должен и долг надо отработать, gatos закабаляет его надежней, чем если бы он прибегнул к помощи вооруженных надсмотрщиков. Большинство бедняков – люди честные, для которых почти ничего не может быть страшнее невыплаченного долга. Поэтому они по собственной воле остаются работать на печах, даже если они прекрасно понимают, что gatos их обманывают и держат в положении рабов. Использование «рабов по контракту» на производстве древесного угля стимулирует и тот факт, что, как правило, gatos, которые управляют лагерями, не являются владельцами печей. Именно владельцы ведут переговоры с представителями плавильных заводов, и плата за уголь поступает непосредственно им. Поэтому они спокойно держат gatos на коротком поводке, устанавливая минимальные расценки на произведенный уголь и снижая проценты с прибыли. Если gato оказывается недоволен, то его увольняют – всегда найдется другой человек, готовый стать управляющим батареей. Единственное, что может сделать gato для того, чтобы повысить свой доход и не оказаться на грани банкротства – снизить стоимость рабочей силы до минимума, что и позволяет сделать использование труда обманутых или удерживаемый силой и угрозами «рабов по контракту». Такая сложная система организации производства древесного угля позволяет владельцам печей, в качестве которых часто выступают достаточно крупные компании, в случае выявления каких-либо недостатков и нарушений или обнаружения фактов использования принудительного труда сваливать всю вину на конкретных gatos, увольнять их, а самим оставаться безнаказанными и, наняв новых управляющих, продолжать свой бизнес. Масштабы использования рабского труда в современной Бразилии ужасающи. Только в 1996 году в трех графствах штата Мату Гросу в 200 угольных лагерях содержалось более 10000 человек, включая женщин и детей! А ведь добыча древесного угля производится и во многих других штатах Бразилии. Угольными лагерями далеко не исчерпывается список отраслей, активно использующих дармовой труд «рабов по контракту». Рабы трудятся на золотых приисках, рубят лес в Амазонии, срезают сахарный тростник на плантациях. Чаще всего попадают в кабалу индейцы, которые до сих пор остаются самой бесправной частью бразильского населения. С рабством в Бразилии пытаются бороться правозащитные организации и некоторые левые группы. Эти отважные люди стремятся рассказать всю правду о рабстве, несмотря на то, что это может стоить им жизни. Так, имена восьми активистов в небольшом городе Рио-Мариа в штате Пара внесены в списки «приговоренных к смерти» местной мафией, связанной с владельцами печей, а шестеро правозащитников уже убиты. Опубликовано с разрешения Центра политической свободы