Крым преткновения
Александр Громов

Крым преткновения

Прошло боле полугода с момента прихода к власти Виктора Януковича и создания коалиции в Верховной раде. Команда «сине-белых» проявляет все больше «оранжевых» признаков в региональной политике. От былой защиты федерализма не осталось и следа. Есть очень примечательная китайская притча. Был дракон, тиранивший государство. Появился юноша с намерением убить его и освободить страну. Что он и сделал, после чего занял место ящера и начал превращаться в такое же чудовище. Логика власти одна для всех – чтобы выжить и преуспеть, нужно быть гибким. Однако нельзя забывать, что излишняя гибкость ведет к потере союзников и, в конце концов, к изоляции. В политике нет одной раз и навсегда выбранной тактики. Она должна меняться вслед за обстоятельствами. После победы Януковича на президентских выборах различные спикеры «бело-голубых» от простых депутатов до членов правительства отмечали, что украинские регионы должны получить больше самостоятельности в распределении доходов и, в частности, в гуманитарной политике. Первое положение должно было облегчить управление властной вертикалью. Вторая мера была призвана «бросить кость» защитникам русского языка и спустить проблему русского языка из Центра в регионы. Однако ни того, ни другого сделано не было. Более того, с конца июля усилилось давление на Крымскую автономию с тем, чтобы сделать Автономную Республику Крым обычной украинской областью. Речь идет о законе «О Совете министров АРК», который внесен в Верховную раду представителями ПР. Подразумевается, что теперь кандидатуру главы правительства Крыма будет предлагать президент Украины, а утверждать – парламент Крыма, а не наоборот, как было раньше. Расширяются полномочия премьера, который теперь как обычный областной губернатор назначает и увольняет членов правительства Крыма (ранее это делалось по согласованию с парламентом Автономии). Получившаяся система власти заслуживает только одного наименования – жесткая вертикаль, направляемая из Киева. Правда, сохраняется возможность «бунта» Крымского парламента. Но на сегодняшний день парламент контролируется республиканским отделением регионалов. Вопреки многочисленным прогнозам, после ухода из ПР бывшего главы крымских регионалов Василия Киселева, отделение не «посыпалось», наоборот – образцово отработало на выборах президента Украины. Надо отметить, что сегодняшняя крымская автономия – понятие относительное, существующее, скорее, в умах, чем в реальности. Большинство региональных доходов, а точнее, более 60%, как и в остальных областях, уходят в Киев. Раньше сохранялась некоторая автономия при назначении крымского премьера, что делало региональные политические расклады более независимыми от Киева, который, как и в случае с некоторыми другими регионами, молча взирал, как практически без него делается региональная политика. Но теперь реально настают другие времена. Достаточно сказать о судьбе коалиции в Днепропетровске. Ранее – до выборов февраля 2010 года – ее фактически контролировал местный бизнесмен Загид Краснов. После победы Януковича коалиция распалась, и была создана новая – вокруг ПР. Другие регионы также начинают выстраиваться «под регионалов. Пример – с областными советами и политическими элитами западноукраинских регионов, в частности Львовской области, которой руководит видный спонсор русскоязычных проектов, банкир и бывший киевский лидер ПР Василий Горбаль. Крым в этом свете представляет особую проблему для ПР. Автономия – не священная корова. Для киевских регионалов это такая же больная тема, как и для их «оранжевых» предшественников. Тем не менее, «самостоятельность Крыма» - важный фактор информационной кампании перед выборами в парламент Крыма в октябре этого года. Открыто перестраивать властную вертикаль Крыма перед выборами – очень опасная игра. Во-первых, автономный Крым – устойчивый стереотип жителей полуострова, идти против которого до выборов – значит, противопоставлять себя остальным крымчанам. Во-вторых, перестройка вертикали власти означает новую конфигурацию отношений с крымскими татарами. А это также является потенциальной бочкой пороха для властей. С одной стороны, регионалам нужна замена старого руководства Меджлиса крымско-татарского народа, которое завязано на «Батькивщину» Юлии Тимошенко. С другой стороны, обострять межнациональные отношения в Крыму перед выборами – опять же играть на руку «оранжевым» и более радикальным русофилам. Для власти поле маневра слишком узко, ведь обещания по русскому языку, к которым крымчане особенно чутки, не выполнены. Уровень жизни за счет поднятия на 50% платы за газ для населения снизился. Ожидается еще большее подорожание голубого топлива. То есть, будущая кампания – рай для социальных и национальных популистов. А тут еще уничтожается Крымская автономия. Правительство Автономии под руководством донецкого «регионала» Василия Джарты может стать врагом как для татар, так и для славян полуострова. Крым будет проверкой на прочность новой региональной политики официального Киева: сможет ли он выстроить вертикаль власти во всех регионах или споткнется, и тогда процесс упрочения власти на Украине покатится в обратную сторону. Также испытанию подвергнутся принципы отношения ПР к партиям-партнерам. Если раньше ПР эффективно использовала практику поглощения других партий, то сейчас, с учетом роста популярности русских политических проектов по типу «Русского единства», возможно, с ними придется общаться почти на равных.