Ирина Антонова

Симпатик ваххабитов подал в отставку

Резкие высказывания муфтия Северной Осетии Али Евтеева в адрес служителей Русской Православной Церкви (РПЦ), признания в том, что в свое время он являлся учеником Хаттаба и мечтает об исламском государстве, стоили ему места. Как сообщил заместитель муфтия Хаджимурат Гацалов, вчера Али Евтеев написал заявление с просьбой об отставке. Подобное решение муфтий принял после того, как 19 мая состоялось внеочередное заседание совета духовного управления мусульман Северной Осетии. Обсудив интервью, которое дал недальновидный муфтий, участники оставили на усмотрение Али Евтеева вопрос об отставке, и тот написал заявление. Не спасли муфтия и извинения, которые он принес в адрес православных священнослужителей. Надо сказать, дело зашло очень далеко. Прокуратура Северной Осетии сейчас проводит проверку на наличие экстремистских высказываний в интервью. Напомним, Али Евтеев подверг критике поведение православных священнослужителей и обвинил в пассивности, назвав РПЦ «сообществом, которое преградило людям дорогу к Богу», а совершаемые массовые крещения на территории монастыря – бестолковыми. Али Евтеев также признался в том, что «был очень радикален» и «ездил «на учебу» к Хаттабу», и идеологи северокавказских террористов Анзор Астемиров и Мура Мукожев – являлись его наставниками. Али Евтеев учился в известном ваххабитском медресе в Учкекене в Карачаево-Черкесии. Набирался знаний будущий муфтий и в Международном исламском университете Аль-Азхар в Египте и, конечно же, в Исламском университете города Медина в Саудовской Аравии (не образование, а мечта для каждого ваххабита). И, наконец, североосетинский муфтий рассказал о том, что признает военный джихад: «Джихад является частью нашей религии, он делится на 14 ступеней, одна из которых – вооруженный джихад, но мы и ее признаем. Более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство». Сам Евтеев «спит и видит во сне, как мусульмане живут в исламском государстве». «Я все сделаю для этого», - заявил он. Понятно, что после такого интервью, многие мусульмане и представители общественности выступила с резким осуждением слов религиозного деятеля, который своими высказываниями «наносит удар по стабильности на Северном Кавказе». «Он нанес серьезный ущерб общей стабильности в Северо-Кавказском регионе. Каждое духовное лицо Северного Кавказа, будь то мусульманин, православный или представитель любой другой традиционной конфессии региона, должен понимать всю полноту ответственности, которую он несет за судьбы и жизни людей», - рассказал член Общественной палаты Максим Шевченко. Что касается мусульман Северной Осетии, то они заявили, что от их имени Али Евтеев не может говорить. Религиозный деятель такого ранга, как муфтий Евтеев, доложен «быть мудрым и не позволять себе никаких фривольных высказываний и заявлений, которые могут привести к дестабилизации». По словам муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева интервью Али Евтеева осудил Совет раис-имамов Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии. Был удивлен высказываниями Али Евтеева и председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Ведь перед свои назначением в 2008 году муфтием Северной Осетии, Али Евтеев вел себя очень осторожно. «Заявления Евтеева, сделанные им в ряде интервью в СМИ первоначально вызвали недоумение, поскольку они совершенно не совпадают ни с позицией и мировоззрением, которые он озвучивал во время первой встречи, ни его деятельностью. Своими сегодняшними интервью Али Евтеев показал себя с совершенно неожиданной стороны, и мы считаем, что подобные высказывания способны нанести весьма серьезный урон в общественном мнении», - недоумевал Равиль Гайнутдин. Действительно, еще 2 года назад Али Евтеев вещал с задором, что планирует развивать межконфессиональный диалог. «Все мы живем в одном «доме», в нашей многонациональной, многоконфессиональной республике. Нужно больше общаться друг с другом, - заверял окружающих мечтатель о едином исламском государстве. Теперь высказывания другие, что поделаешь, не утерпел, проговорился. Естественно, тут же нашлись граждане, которые стали выгораживать болтливого муфтия. «Я считаю поспешным призыв к отставке муфтия Евтеева, уверен, что в этой ситуации, наоборот, его нужно просить, умолять не уходить. Иначе его «уход» станет настоящим подарком нашим «лесным» оппонентам, о котором они даже и не мечтали», - заявил глава Духовного управления мусульман Саратовской области, сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов. Да и нечего особенного, по мнению Бибарсова, и не случилось, ну объяснил муфтий, что такое джихад, правда, сделал ошибку, «позволив себе не совсем корректные высказывания в адрес других конфессий». А так, Али Евтеев ведь «не совершал никаких противоправных действий, не призывал к ним, не воевал против федеральных сил, а лишь рассказал об изменении своих взглядов». В общем, жертва откровенности и только. Тут же активизировалась мусульманская осетинская молодежь Москвы и Санкт-Петербурга, обратившись ко всем единоверцам с просьбой поддержать Али Евтеева, мол, развернули информационную травлю муфтия с целью нивелирования процесса усиления исламского фактора в республике и «отстранения от должности дееспособного лидера мусульман республики». Почувствовав поддержку, изворотливый Евтеев понял, как надо себя вести. Муфтий представился жертвой наглого обмана. Он, мол, разоткровенничался с журналисткой Яной Амелиной по душам, и беседа была не для публикации, а его подставили. «Если какие-то слова имели оскорбительный характер или были не так представлены, то это в основном вина тех, кто подавал материал в определенном контексте. Но если в том есть моя вина, готов признать ее. Каждый из нас может ошибаться, в том числе и я ввиду своего возраста», - оправдывался 36-летний Али Евтеев, подсознательно надеясь, по всей видимости, на общественную поддержку со стороны единомышленников. Во всей этой скандальной и неприятной истории есть парадоксальный факт. Али Евтеев, который так отвратительно высказывался о РПЦ и рекламировал джихад, по рождению Сергей Евтеев. Он – первый русский муфтий. Когда его назначили на столь ответственный пост, все заговорили о его национальной принадлежности по отцу. Хотя, по словам новоявленного муфтия, он сам об этом дано не вспоминал, так как воспитывался по всем традициям и знаком со многими обычаями. Еще ребенком его привезли из Москвы в Беслан, где он и жил у осетинских родственников матери. Способный Сергей Евтеев, по всей видимости, вовремя понял, чтобы состояться в этой местности нужно делать духовную карьеру. В 22 года он принял мусульманство, и началась его «перспективная» учеба.