Смерть единой Европы
Сергей Тушев

Смерть единой Европы

На торгах в минувший понедельник евро опустился в цене по отношению к  доллару до минимального значения, имевшего место в 2006 году. Аналитики отмечают, что это произошло в первую очередь из-за возможности негативного влияния  запланированного снижения бюджетного дефицита европейских стран, направленного на восстановление региональных экономик.

Одним из ключевых факторов, влияющих на курс евро, является ситуация в Греции, которая переживает беспрецедентный финансовый кризис. 3 февраля Еврокомиссия утвердила план стабилизации ситуации в стране. Проблемы Греции давят на финансовые рынки и ставят на повестку дня возможный дефолт этой страны. Греческий кризис 2010 – тяжелый экономический со времен присоединения к зоне евро в 2001 году. Общий внешний долг Афин - 300 млрд. евро.

Не так давно Eurostat сообщил о пересмотре дефицита бюджета Греции по итогам прошлого года до 13,6% от ВВП. При этом греческие власти ранее сообщали, что бюджетный дефицит в стране составил в 2009 году 12,9% от ВВП. Стоит в этой связи упомянуть, что приведенные выше показатели не соответствуют критериям Маастрихтского договора 1992 года, которые принято называть критериями конвергенции (сближения). Ключевые из них следующие:
а) Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции;
б) Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП;
в) Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.

Совершенно очевидно, что нарушение этих условий неизбежно повлечет за собой принятие не только экономических, но и политических решений ЕС в адрес Греции. Однако не стоит устраивать пляски на костях только греческой экономике (13-й по объему в Европе) с ее внешним госдолгом в 120% ВВП. Греция – не единственная страна в Европе, испытывающая сейчас финансовые трудности. Аналогичный показатель у Италии, возглавляемой внешне неунывающим Берлускони (4-й экономики ЕС) - 117%,  далее следуют Португалия (84%, 17-я в ЕС), Ирландия (77%, 15-я в ЕС) и Испания (64%, 5-я в ЕС). И это не говоря о том, что кризисные явления подогреваются серьезными проблемами с безработицей: ее уровень в Евросоюзе в марте составил 9,6%, в еврозоне – 10%, в то время, как год назад в ЕС – 8,5%, в еврозоне – 9,1%. Ее самый высокий показатель был зафиксирован в Испании – 19,1%, в Словакии – 14,1%, в Ирландии – 13,2% и в Венгрии – 11%.  

У стремящихся в зону евро стран Балтии положение еще хуже, чем у их континентальных товарищей: в Латвии безработица в течение года выросла с 14,3% до 22,3%, в Эстонии – с 7,6% до 15,5%, в Литве – с 8,1% до 15,8%. А это уже совсем серьезные и пугающие тенденции для стран санитарного кордона.

По словам еврокомиссара по занятости, социальным делам и интеграции Ласло Андора, «с уровнем безработицы в 10%, который в этом году растет во всем ЕС, мы не можем лелеять иллюзии, что спад не будет иметь угрожающих социальных и политических последствий».

Сегодня бедность в Европе охватывает около 80 млн. человек. Именно серьезные экономические проблемы в Еврозоне стали основанием для некоторых экспертов говорить о «крахе» европейской интеграционной политики. В частности, президент Чехии Вацлав Клаус, убежденный критик европейской интеграции и Лиссабонского договора, высказал точку зрения, согласно которой расширение вместо большей степени свободы и благосостояния принесло гражданам Евросоюза «регламентированность и унификацию», а «в вопросах роста экономики и экономической стабильности еврозона уже давно показала свою несостоятельность».

Клаус также подверг критике единую европейскую валюту, которая, по его мнению, является одной из первопричин финансового кризиса в Греции: «Без евро Афины могли бы обесценить национальную валюту (драхму) на 40%, и таким образом решить проблему выхода из кризиса. Но сейчас это невозможно, - сказал президент. - Поэтому сейчас страны зоны евро должны взять на себя ответственность. Теперь Грецию следует финансировать извне». Но так как своего печатного станка у греков нет, говорить об этом уже не приходится, и сейчас возможен единственный вариант – «трансферт денег налогоплательщиков из других стран валютного союза», о чем заявил В.Клаус, не скрывая радости по поводу того, что Чехия не ввела у себя евро.

В Греции же ситуация обострилась настолько, что представители правительства со всей серьезностью заявляли о том, что страна станет банкротом, если помощь не поступит до 19 мая. Но спасение пришло из самой проамериканской финансовой европейской структуры – Международного валютного фонда. Атлантисты выделят для спасения экономики Греции около 110 млрд. евро (более $145 млрд.) в виде трехлетних кредитов по ставке около 5%. Общий кредит, выделяемый Германией, составляет 27,92% от этой суммы.

Напомним, что одним из главных требований МВФ при выдаче кредита – отказ страны-получателя от социальной политики, финансовой поддержки масс. В рамках сокращения дефицита бюджета в Греции планируется повысить НДС с 21% до 23%, а также поднять на 19% налоги на табак и алкоголь. Вновь будут сокращены зарплаты и пенсии бюджетников. Также государственных служащих лишат 13-й и 14-й зарплаты, которые греки получали на Рождество и Пасху. Это немало, учитывая, что 40% экономики страны формируется госсектором.

А теперь представим себе, до какого уровня вырастут уличные выступления в Греции, если таким образом урежут «социалку». Тут уже впору будет говорить о смене власти и, естественно, ее ход будет осуществлен с максимальным вниманием к интересам наших заокеанских партнеров.

Кроме того, говоря об экономических проблемах Греции и всего Евросоюза, не стоит забывать о том, что процесс этот во многом рукотворный. Например, очевидно, что падение евро на руку главной европейской экономике – германской. Удешевление экспорта из этой страны увеличит количество производственных заказов, что позитивно скажется на состоянии немецкой экономики. Именно этот факт объясняет, почему Германия, главный спонсор «финансово-спасательных» операций в Еврозоне, довольно долгое время не спешила с помощью Греции.

Но дело не только в Греции. Помощь Греции – это еще не самое сложное, что, возможно, предстоит странам ЕС. Гораздо разрушительнее были бы последствия коллапса других, более мощных, экономик, например, испанской или итальянской. Для противодействия этому было задумано создание стабилизационного фонда, общий размер которого достигнет 750 млрд. евро. В рамках данного механизма наиболее слабые экономики еврозоны смогут получить финансовую помощь в виде кредитов под льготные проценты или гарантий государств-участников валютного союза.

Тем не менее, аналитики опасаются, что даже столь значительные суммы не смогут решить основополагающие проблемы европейских государств, в частности, высокие уровни дефицитов бюджетов. О намерении значительно сократить госрасходы уже объявили Греция, Испания, Португалия и Великобритания. Все больше экспертов отмечают, что для решения проблем еврозоны массированных вливаний ликвидности и спасения отдельных стран недостаточно. По их мнению, валютный союз нуждается в более совершенном и многоплановом управлении. Так, глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише в интервью немецкому журналу Spiegel, призвал повысить степень управляемости в еврозоне.
«Система управления в зоне евро нуждается в качественном скачке, - убежден Трише. - Нужны серьезные изменения, чтобы предотвратить неправильное поведение стран, чтобы обеспечить эффективное исполнение рекомендаций со стороны партнеров и добиться более эффективных санкций в отношении нарушителей». «С сентября 2008 года мы столкнулись с наиболее трудной ситуацией со времен Второй мировой войны, может быть, даже со времен Первой мировой», - отметил Трише.