Русинский вопрос приобретает особую остроту на фоне происходящих на Украине событий. Украинский кризис перерастает в хроническую фазу, что скажется на политической и экономической обстановке в каждом регионе страны. Россия сталкивается с необходимостью поиска рассчитанных на долгосрочную перспективу подходов к решению этих проблем.
На карте Украины вторым полюсом с явно выраженными автономистскими тенденциями является Закарпатская область. Сторонниками автономии Закарпатья выступают русины - автохтонное население региона. Взаимоотношения русинского народа с центральными властями сохраняли конфликтность на протяжении всей независимости Украины.
Это связано с нежеланием Киева предоставить русинам автономию, за которую они проголосовали в 1991 г., одновременно с референдумом о независимости Украины. Результаты референдума о независимости Украины Киев признал. Результаты голосования об автономии Закарпатья Киев проигнорировал.
Автономистский потенциал Закарпатья достаточно высок. Из европейских стран на русинском поле активно играет Венгрия, последовательно отстаивая идею автономии Закарпатья.
Продолжительность жизни русинской культуры сегодня зависит от Будапешта: Будапешт признает существование русинского народа, протестует против украинизации русин, поддерживает русинскую культуру и русинское образование на территории Венгрии, проводит массу мероприятий для русинской эмиграции с целью сохранения русинской идентичности и менталитета.
Позиция Венгрии по Закарпатью формирует позицию Венгрии по Новороссии. Венгрия взаимосвязано рассматривает процессы в Новороссии и процессы в Закарпатье: усиливается воздействие венгерской дипломатии на Киев в вопросе автономии Закарпатья, венгерская ирредента области выступает локомотивом автономистских настроений, негласно формируя венгерско-русинский общественный фронт.
На данный момент система гуманитарного образования в Закарпатье нацелена на ассимиляцию и украинизацию русинов. Существование русинской народности отрицается, русинские школы отсутствуют, выдумываются псевдоисторические теории о существовании украинцев-русинов, как субэтнической группы украинцев.
Русинская культура и идентичность втискивается насильно в узкие рамки украинской национальной и националистической идеи. Это уже возымело негативные результаты. На Закарпатье, где никогда не была культа ОУН-УПА, уже действуют украинские националистические организации. Часть русин ассимилировалась, поскольку на Украине невозможно добиться карьерного роста, особенно в органах власти, акцентируя внимание на своей русинской идентичности.
Какова могла бы быть позиция России в данном вопросе?
Русинская культура нуждается в опеке и защите. В силу отсутствия крепкого русинского лобби в украинских официальных структурах (появление такого лобби заранее невозможно) русины вынуждены сохранять свою самобытность на бытовом уровне. На большее у них не хватает ни свободы действий, ни институциональных возможностей. Украинские власти стремятся к маргинализации русиста, но это будет явление искусственное, насаждаемое уголовно-административными методами.
У украинского кризиса есть все шансы затянуться надолго. Если Россия предусмотрительно не обратит внимание на Закарпатье, самый западный регион Русского мира, где русофильство имеет давнюю традицию, экономические, социальные и политические процессы здесь будут протекать без учета российских интересов.
Закарпатье – это важный газотранспортный узел, а русинская тематика периодически становится предметом аналитических исследований экспертов из США, Канады, Польши, Румынии, Словакии, Сербии. Это указывает на актуальность этого вопроса.
Россия могла бы выступить с поддержкой русинской культуры и языка, как это делает Венгрия. Русинская культура недостаточно полно представлена в украиноязычном и русскоязычном информационном пространстве. Большинство граждан Украины ничего не знают о ее существовании.
В интересах России способствовать выведению русинского вопроса из информационной тени, чтобы эта тематика постоянно присутствовала в информационном поле, и в разных форматах – политическом, культурологическом, богословском и т.д.
При этом:
Первое. Политический формат должен по насыщенности уступать культурологическому и богословскому. Главный акцент необходимо делать на освещении русинской культуры во всем ее комплексе, и в меньшей мере, политизировать этот вопрос. Стоит задача поддержать русин и их культуру. Увеличение частоты просветительских передач о русинской культуре и религиозной жизни русинства на российском радио и телевидении, в печатных СМИ приведет к тому, что русины услышат Россию и без упоминания политической подоплеки русинского движения. Россия должна выступить с гуманитарной миссией гаранта сохранения и приумножения русинского культурного наследия.
Второе. Необходимо освещать вопросы русинского языкознания. Язык народа – это сам народ. В России есть специалисты по русинской тематике, но их потенциал не используется с полной эффективностью. Нет недостатка в книгах по русинскому языкознанию, написанных русинскими филологами в период, предшествовавший присоединению Закарпатья к УССР. Их нужно переиздать, актуализировать и сделать предметом научных дискуссий.
Третье. Необходимо актуализировать биографии знаменитых русинов, замеченных на ниве российской науки, литературы, музыки, политики. Таких было много, их взгляды и вклад в российскую государственность должны тоже стать предметом исторических исследований и оживленных дискуссий.
Четвертое. Важно дублировать информацию на украинском языке, сделав ее постоянным элементом украиноязычного сегмента информационного поля. Это привлечет дополнительных читателей, тем более что многие русины украинский язык знают лучше русского.
Пятое. Необходимо обсуждать тему обеспечения Киевом языковых и культурных прав национальных меньшинств, в т.ч. русинов. Русинские лидеры из европейских стран, прежде всего, Румынии, Словакии, Венгрии, Сербии, неоднократно подчеркивали, что в этих странах культурные запросы русинов обеспечены на порядок выше, чем на Украине. Дл зарубежного русинства Украина остается притеснителем русинской культуры. Представители Венгрии в Европарламенте выступали против подписания соглашения об ассоциации между Киевом и Брюсселем, увязывая этот процесс с положением венгерского, и, по умолчанию, русинского населения Закарпатья.
Тема языкового диктата со стороны Киева сохранит актуальность на ближайшее время, поэтому русины нуждаются в поддержке своих культурных инициатив.
В русинском вопросе Россия не должна конкурировать с Венгрией. Более конструктивным будет выстраивание общей гуманитарной стратегии, общего культурного дискурса в отношении Закарпатья.
Венгрия будет активней России на этом поприще в силу географической близости к региону и более крупной, чем в России, русинской ирреденты в самой Венгрии. От России требуется лишь посылать гуманитарные импульсы, сигнализирующие о готовности России способствовать сбережению русинской культуры и сделать ее объектом серьезных исследований.
Практика показывает, что зарубежные аналитики будут держать русинскую тематику в поле своего внимания. Для Будапешта он сохранит особую актуальность на ближайшие годы. Важно, чтобы Россия занимала более активную позицию по данному вопросу, так как она обладает для этого всем необходимым научным и информационным потенциалом.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте, в Одноклассниках и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках