Наш собеседник – Максим Александрович Лесков. Друзья и коллеги называют его «ольсовским папой». Дело в том, что он, по воле Божией, 5 лет назад стал многодетным отцом, собрав в стенах Свято-Алексиевской православной гимназии двадцать детей-сирот.
Жизненный путь Максима Александровича богат крутыми поворотами. Родился он в городе Северодвинске Архангельской области в семье офицера-подводника, образование же получил в Ленинграде. Оттуда срочником ушел в воздушно-десантные войска, затем с золотой медалью окончил Академию Министерства безопасности РФ. Через три года после этого успешно защитил диссертацию по проблемам социального моделирования и прекратил научную работу.
С 1988 по 1999гг. он служил на различных должностях в органах государственной безопасности России. Затем до 2002 года, работал в общероссийских общественных организациях «За гражданское достоинство» и «Отечество». С 2002 по 2004гг. был ответственным секретарем Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В 2005 году оставил государственную службу и начал строительство гимназии для детей-сирот в деревне Ольсово Дмитровского района Московской области.
Максим Лесков – автор более 100 научных и общественно-политических работ. Его государственный чин – государственный советник Российской
Федерации I-го класса, ученая степень – кандидат философских наук. Награжден медалями «За отличие в военной службе III степени», «За
укрепление боевого содружества», «За ратную доблесть», «За жертвенное служение России Православной», знаком отличия «За службу на Кавказе».
- Максим Александрович, Вы были «вхожи во власть», многие годы провели на госслужбе, но 5 лет назад ушли с генеральской должности из Администрации Президента в глухую деревню к детям-сиротам. Не буду спрашивать почему – это Ваш выбор. Спрошу о том, что, по Вашему мнению, происходит в стране и за кремлевскими стенами? Ожидает ли нас новый переворот или крутое изменение направления исторического пути?
- Наступают времена, о которых нас давно предупреждали и духоносные старцы, и честные аналитики. Это видно всем, кроме тех, кто страдает «наркозависимостью» от телевизионных новостных программ и слепо доверяет выразительному чтению миловидных дикторов. Не хочется сгущать краски, но и лгать не могу: это будут дни тяжелых испытаний. Прежде чем станет лучше, будет еще хуже.
Но это не повод для паники, страха и уныния. Это сигнал к духовной мобилизации и сбору народного ополчения для того, чтобы сообща, плечом к плечу, претерпеть и горести, и радости XXI столетия. Наша беда в том, что мы слишком разобщены, равнодушны и теплохладны. К сожалению, мы стали чаще встречаться на поминках, чем в жизни…
А народ наш всегда объединяли беды и войны. Видимо, и сейчас нам нужен «ледяной душ», чтобы проснуться, протрезветь, очиститься от паутины лжи. В грядущих муках родится новый мiропорядок, новый уклад жизни в преображенной России. Конечно, на все воля Божия, но вера без дел мертва. И от нас с вами во многом зависит то, каким будет наш общий дом, что передадим мы нашим детям – долги тяжкие или доброе наследие. Будут ли они хозяевами в своей стране или нарекутся в ней чужими, будет ли у них право и возможность открыто исповедовать веру Православную или их ждут гонения и новое богоборческое иго.
Вот неполный перечень тех «экзаменационных вопросов», на которые нам предстоит дать ответ словом и делом перед людьми и Самим Господом, возможно, уже завтра.
- Диагноз неутешительный… Неужели все так запущено?
- Для исцеления надо понять причину болезни. Неверно выбранное лекарство превращается в яд. Неправильно назначенное лечение убивает. Это понятно без доказательств. Тогда почему же мы не ищем истинные причины болезней, уничтожающих наш народ?! По всем прогнозам нас скоро без войны и терактов станет меньше на четверть. Русский народ вымирает, это горькая правда. И дело тут не только и не столько в политике. Причина значительно глубже, и искать ее следует в духовной сфере.
- У Вас есть свое мнение на этот счет?
- Мое мнение не будет оригинальным. Когда я его выстрадал, то обнаружил, что не одинок. Правда – она одна. Каждый идет к ней своим путем и на этом пути обретает друзей или попутчиков. Дай Бог, чтобы друзей было больше… Впрочем, речь не об этом, а о том, что есть причина, а что – следствие. Думается, что наше нынешнее положение – следствие тех событий, которые потрясли мир в феврале-октябре 1917 года. Несмотря на то, что правда о произошедшем сегодня уже доступна ищущим ее, большинство людей продолжает травиться дурманом богоборческой пропаганды. Цель этой пропаганды в том, чтобы ослепить народ, лишить его возможности видеть истинное зло, несправедливость, обман. Вот и не видят люди подлинных масштабов и сущности трагедии, приведшей к уничтожению Российской Империи, не отрекаются от принятой тогда антихристианской по сути системы ценностей, утопической идеологии материализма и атеизма.
Посеянные репрессивными методами семена зла, спустя 90 лет взросли уродливыми плодами извращенного прагматизма, вещизма, вседозволенности, при которых русский народ самоубийственно падает в бездну греха.
Нераскаянный грех порождает новый грех. Пройдитесь по этой цепочке, и Вы обнаружите ржавые гвозди нераскаянных грехов, столетие торчащие в израненной плоти нашего народа. Главные из них: богоотступничество, клятвопреступление и цареубийство. Эти грехи запустили механизм уничтожения русского православного народа на генетическом уровне, остановить который может только покаяние. Настоящее покаяние: искреннее, всенародное, со слезами осознания постигшей наш род трагедии, масштабов потерянной нами Святой Руси, безценности утраченных нравственных и культурных сокровищ. Так, как это уже было в 1613 году.
Когда мы поймем, что потеряли, нам будет открыто и то, что нужно искать. А искать и вымаливать нам надо духовное преображение народа. Преобразится народ – возвеличится Россия. Будут люди дальше гнить во грехе – вымрет и Россия.
- О необходимости всенародного покаяния сказано немало, многое было сделано, чтобы пробудить народ. Вспомните Покаянный Чин в Тайнинском.
- Главное еще впереди. Покаянный чин был чудесной школой подлинного покаяния. Семена, посеянные там, обязательно дадут душеспасительные плоды. К сожалению, сегодня в Тайнинском все чаще слышатся слова обличения и ненависти, нежели слова покаяния и утешения. Я воспринимаю происходящее как свою личную трагедию и молю Господа, чтобы он уврачевал раскол. Вспомните, братья и сестры, как и чему учил нас святитель Иларион (Троицкий). Сколько вытерпел он ради Христа и от лютых безбожников и обновленцев, временно оккупировавших храмы, но не сдался и нам завещал: «Ни шагу из Церкви. Христианства нет без Церкви! Без Церкви нет спасения!».
Провокациями и расколом лукавый разъединяет воинство Христово, направляет его на ложный путь, в сторону от главной цели. А главное сегодня – с честью выдержать уготованные нам Господом испытания, сохранить людей и сберечь силы для исполнения вселенской миссии Русского Православия. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13). Очистившаяся в испытаниях Россия неизбежно встанет на иной путь
развития. Важнейшим реальным шагом на этом пути станет созыв Учредительного собрания или Всенародного Поместного Собора, на котором и должно быть принесено всенародное покаяние и провозглашена законодательная реформа. Преступные нормативные акты, изданные богоборческим режимом, должны быть признаны незаконными и утратившими юридическую силу. Святыни – возвращены народу. Новый Основной Закон закрепит реальный статус Православия и русского народа как государствообразующей нации.
Но главным, безусловно, станет реставрация Самодержавия. Если не ставить под сомнение факт передачи Государем-мучеником Николаем II 2 марта 1917 года престола своему брату Михаилу Александровичу, то следует до конца выполнить посмертную волю последнего. Согласно этой воле, Самодержавие должно быть воздвигнуто на камне всенародного доверия, выраженного всеобщим голосованием: «Одушевленный со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского». Пророчества Святых Отцов свидетельствуют: наступит время, когда политическое завещание великого князя Михаила Романова будет исполнено и в результате всенародного волеизъявления власть будет передана Помазаннику Божиему. За этим неминуемо последует интеграция всех православных государств.
Россия – Третий Рим – предуготована стать ядром православной цивилизации, центром сопротивления грядущему антихристу. Союз
православных государств станет мощным политическим и оборонным альянсом, способным не на словах, а на деле объединить многие страны, к примеру, Сербию, Грецию, Болгарию, Белоруссию, Украину, Румынию, Грузию, Армению, Кипр, Молдавию и другие. Это будет мощнейший военно-политический союз за всю новейшую историю.
К сожалению, нынешняя реальность гораздо прозаичнее и страшнее. Мы видим, как воюют друг с другом православные народы, как повсеместно
упрочняется стена непонимания между бывшими братьями-славянами. Это очень прискорбно. Но есть и противоположные тенденции. Не так давно узнал о том, что в славянских странах бывшего СССР ширится международное общественное движение «СРУБ» (Союз России, Украины и Белоруссии). Насколько мне известно, в некоторых регионах идет активный сбор подписей за проведение референдума об объединении славянских стран. Хочется верить, что это и есть прообраз нового объединенного государства. Эти же идеи поддерживаются большинством населения Крыма.
Кстати, мне представляется, что именно Крым, единожды став колыбелью Святой Руси, вновь сыграет ключевую роль в судьбе славянской цивилизации.
- Полагаете, там будет центр «СРУБа»?
- Князь Владимир ступил на Таврическую землю язычником, а вернулся оттуда Крестителем Руси. Может быть, и новый лидер возрожденной Святой Руси придет к нам с Русского Афона, кто знает… Духовным же центром «СРУБа», а, возможно, и всей России, уже является, и, скорее всего, пребудет, укрепляясь, город Владимир.
- Будет ли способствовать духовному возрождению повсеместное преподавание курса «Основ Православной культуры»? Что Вы скажете по поводу мнения некоторых лжебогословов о том, что вести ОПК должны атеисты?
- Простите меня, крамольную вещь Вам скажу. Мне иногда представляется, что преподаватель-атеист лучше некоторых модных «политправославных миссионеров», без зазрения совести проповедующих веру в единого всевышнего для всех религий и конфессий… Если преподавание ОПК доверят таким проповедникам, то это только оттолкнет людей от Церкви, особенно детей. Хорошо известно, что дети остро чувствуют фальшь, лицемерие и очень резко на это реагируют.
Вообще, мне кажется, что в этом вопросе нас повели по ложному пути. Благое намерение внедриться с «пропуском от Кесаря» в общеобразовательный процесс может оказаться ошибкой. Помните: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Полагаю, что в современных условиях правильнее было бы создавать сеть негосударственных православных школ и преподавать там, как и положено, Закон Божий. Никто же не ставит под сомнение правомерность существования исламских школ на Северном Кавказе и обязательное преподавание там законов шариата.
Сегодня православные школы, интернаты, приюты переживают трудные времена. Резко сократилось финансирование, которое и до этого-то было заслугой отдельных подвижников и благотворителей. Чиновники душат безконечными проверками, предъявляя к православным приютам такие же строительные и санитарные требования как к кремлевскому санаторию. Еще ни одному пожарнику не пришло в голову подарить нам огнетушители, безплатно установить сигнализацию… Разве мы не делаем общее дело, спасая будущие поколения?!
На самом деле, чтобы оздоровить народное образование, надо вернуть в него мужчин-педагогов. Чтобы вырастить православных детей, у них должна быть православная семья и, самое главное, – отец. Сегодня, когда повсеместно рушатся нравственные устои, а нормальные семьи – на вес золота, православной семьей для малыша может стать приход, отцом – хороший священник. Но в Православии надо жить и любить его, а не препарировать под микроскопом, рассматривая сквозь призму основных мировых религий. Поэтому, мне думается, заботиться в первую очередь нужно о развитии приходской жизни, укреплении материально-педагогической базы воскресных и епархиальных общеобразовательных школ. На них надо опираться в деле возрождения подлинной духовности. Им помогать, и не только теплым пастырским словом, но и конкретными делами и средствами.
- С этим трудно не согласиться, но реальность так далека от того, что Вы говорите... Откуда у Вас такая уверенность в своей правоте?
- Истории свойственно повторяться. Такое ощущение, что Господь разным поколениям задает одни и те же «экзаменационные вопросы». Тот период, что сегодня переживает наша страна, очень похож на смутные времена и «царствование» Лжедмитрия. Тогда, в 1605 году, Москва покорилась самозванцу, и только святой Патриарх Иов не принял антинародной власти. Он отказался признать Лжедмитрия сыном Иоанна Грозного и предал его анафеме. За это Патриарха Иова арестовали во время богослужения в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршее облачение и как простого монаха отправили в изгнание. Вслед за этим собрался Церковный Собор, на котором новым московским Патриархом избрали митрополита Игнатия, занимавшего престол с 30 июня 1605 по май 1606 года. Став Патриархом, он лично приводил народ в Туле к присяге лжецарю «Дмитрию Ивановичу», короновал и венчал его с Мариной Мнишек. Но недолго наслаждался властью Патриарх Игнатий. На следующий день после убийства Лжедмитрия – 18 мая 1606 года – он был лишен сана и заточен в Чудов монастырь, откуда вскоре был освобожден друзьями-экуменистами и под польскими флагами бежал из Руси, присягнув Ватикану.
Гонимый, но не предавший Отечества Патриарх Иов был реабилитирован великим князем Василием Шуйским и приглашен в столицу, где его встретило множество народа во главе с Патриархом Ермогеном. С великим плачем и воплем обратились они к св. Иову, прося у него прощения и подавая челобитную. В ней православные исповедовались пред своим бывшим Патриархом, как они клялись служить верою и правдою Царю Борису Федоровичу и не принимать вора, назвавшегося царевичем Димитрием, и изменили своей присяге; как клялись потом сыну Бориса – Феодору – и снова преступили крестное целование; как не послушались его, своего отца, и присягнули Лжедимитрию, который лютостию отторгнул его, пастыря, от словесных овец. Народ умолял, чтобы Первосвятитель простил и разрешил им все эти преступления и измены, и не им только одним, обитающим в Москве, но и жителям всей России, и тем, которые уже скончались.
Итогом всенародного покаяния тогда стала Соборная клятва 1613 года на вечную верность русскому Самодержавию, в которой однозначно записано: «И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, – да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы».
Вот и причина всех наших бед. Прокляты мы… Что написано пером, того не вырубишь топором. Патриарх Иов, спустя столетия, прославлен в лике святых, а Патриарх Игнатий вычеркнут из списка законных Предстоятелей...
Ныне эту страницу церковной летописи многие предпочитают не вспоминать. Более того, есть силы, которые стремятся любой ценой вычеркнуть ее из нашей памяти. Слишком уж очевидны исторические параллели с сегодняшним днем…
Но мы помним и верим, что наступит время, когда наш народ прозреет и поступит по примеру своих великих предков и согласно с пророчествами
Святых Отцов наших. Помните, С.А. Нилус, отвечая на вопрос о том, что говорил батюшка Серафим о будущем России, рассказывал: «Никто не ведает судеб Божиих, хотя великому Прозорливцу и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени не раз говорил он близким людям и горько плакал при этом, но говорил также, что по времени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на покаяние. Если после этого Россия все же не покается, то гнев Божий изольется на нее в еще больших размерах. И это, несомненно, так, – если Россия не услышит этого призыва и не возродится духовно, именно духовно, так как политически возможно, она и не будет играть ведущей роли, то мир будет еще спасен, ибо без Православной России на земле воцарится царство тьмы, а с ним наступит и неизбежная эсхатологическая гибель человеческая».
Жизнь без Веры теряет смысл. Если утратим уверенность в завтрашнем дне, усомнимся в Промысле Божием о судьбах России и предадимся лени, безделью и унынию, то грош нам цена. И будет нам по вере нашей... Если же устоим, то наступят времена, когда царящие вокруг нас измена, трусость и обман сменят Вера, Надежда, Любовь, Правда и Справедливость. Ради этого стоит жить и, если придется, то и умереть.
Беседовала
Надежда Кузичева
"Дух христианина",
№ 17 (107) 1. 09. 2009
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках