Закрытый потенциал России
Виктор Пономарев

Закрытый потенциал России

Ассоциация туроператоров России прогнозирует, что в 2017 г. объёмы рынка въездного туризма в России достигнут докризисных показателей. С тех пор, как США и ЕС развязали информационную войну против России в связи с "евромайданом", в Россию прибыло на 30-40% меньше иностранных туристов, чем в 2013 г.

Россия обладает внушительным туристическим потенциалом, который, к сожалению, остаётся неиспользованным.

Внушительную часть иностранцев, посещающих Россию, остаются китайцы. Но китайский туризм в Россию — это, в основном, приграничный туризм. Туроператоры возлагают на китайцев большие надежды атом смысле, что ожидается рост численности китайских туристов, как и туристов из Вьетнама и Южной Кореи.

Но, опять-таки, китайцы редко выезжают дальше приграничных территорий. Точно так же действуют монголы (между нашими странами безвизовый режим).

Монгольский туризм в Россию тоже приграничный. Нужно кардинальном менять ценовую политику в регионах, чтобы монгольские туристы проникали дальше Улан-Удэ и Читы. В приграничном небольшом российском городке Кяхта работает всего одна гостиница — «Дружба». Вход в гостиницу — через курилку (!). Внутри — старая и уже неопрятная советская мебель. Сервис — отвратительный. Хозяин «Дружбы» дерёт с путешествующих цену, как в нормальных гостиницах в больших городах, потому что он — монополист, и других гостиниц в Кяхте нет.

Разве будут монгольские туристы чаще ездить в Кяхту, если там творится такое? Говорят, Чингисхан, захватывая города, в первую очередь казнил трусов, предателей, капитулянтов и жадных торгашей. Мудро.

Европейцы дальше европейской части России, вообще, почти не заезжают. Москва, Питер, Суздаль, Ярославль. Редкий француз или немец надумает посетить озеро Байкал или Горную Шорию в Кузбассе.

Не охваченными туристическими потоками остаются большие территории, где есть, что посмотреть и что показать: живописная Тофалария в Иркутской области, сопки и гейзеры Камчатки, сочные леса и Енисей в Красноярском крае и т.д.

Живой туризм — это живые деньги, это стимул для развития сферы услуг, от гостиниц до магазинов и развлекательной индустрии. Это новые рабочие места.Однако для этого необходимо создавать транспортную и социальную инфраструктуру, проводить разумную ценовую политику, учиться привлекать иностранного туриста. С этим пока очень туго.

Пример: Томск — красивый сибирский город. К сожалению, многие древние деревянные здания в городе снесены, вместо них построены какие-то серые безликие безобразия. Но Томску есть ещё, что показать.

Надо только продуманно подойти к этому вопросу. И не так, как это сделали авторы списка 10 достопримечательностей Томска на сайте "TripAdvisor", внеся в этот список всякие уродства и безобразия.

Памятник счастью — это фигура старого волка с грустной мордой, словно с похмелья, во дворе панельных многоэтажек. Памятник болельщику — это фигура нервного мужика с выпадающей изо рта папироской на стадионе. И даже памятник А.П. Чехову выполнен в безыскусной карикатурной манере.
А есть ещё памятник тапочкам, памятник любовнику, словно томские скульпторы соревновались друг с другом в глупости.

Памятник любовнику в Томске. О моральной стороне установки такого «памятника» умолчим.

В Томске много иностранных студентов, в том числе, из Западной Европы. В Томске есть много интересных мест. Почему в список 10 достопримечательностей города внесены эти уродующие облик города «памятники», непонятно. Отдельный вопрос, каков интеллектуальный уровень тех, кто эти «памятники» клепал, и кто давал разрешение на их установку? Это могли сделать только люди, напрочь лишённые эстетического вкуса, с умственным уровнем двоечника из ПТУ. Таких «скульпторов» надо гнать из искусства.

В азиатской части России (Зауралье, Сибирь, Дальний Восток) больше развит санаторный туризм. Но и здесь проблемы. Многие санатории сохранились со временём СССР. Далеко не все из них их нынешние хозяева собираются обновлять.

Памятник тапочкам. Никто из Франции или Италии не поедет смотреть на это уродство.

Зато цены дерут такие, что дешевле слетать Египет, чем съездить в санаторий в соседнюю область. Когда сравниваешь эти цены с ценами на туристические услуги в Болгарии, Венгрии, Польше (автору приходилось там бывать), понимаешь, что российские владельцы санаториев, гостиниц и т.п. — обнаглевшие ребята.

4-6 тыс. руб. в сутки (с питанием и лечением) — стандартная цена. Может за такие деньги простая российская семейная пара посетить санаторий? Нет. Зато та же пара может по горящей путёвке улететь, на целую неделю, в Турцию или Египет за 50-60 тыс. на двоих. Лечения там не будет, но лечебный эффект от моря, солнца и удовлетворённости соотношением цена/качество будет не маленьким.

За те же 50-60 тыс., и даже выше, сибирякам предлагают путёвки в Сочи. Но где Сочи, и где африканский Египет? Почему полунищий Египет проводит разумную ценовую политику в сфере туризма, а российским туроператорам это не под силу?

Без кардинальных изменений финансового климата, царящего в российской туристической среде, и искоренения психологии хапуг, присущей многим воротилам в этой сфере (по принципу: хапну один раз денег с клиента, зато сразу, и побольше!), туристической Меккой Россия не будет.