Рождество Пресвятой Богородицы
Алексей Сокольский

Рождество Пресвятой Богородицы

Честно говоря, в России существует преизрядное количество праздников, не несущих никакой смысловой нагрузки. Это бич нашего времени, когда утрачивается некий исторический стержень и мнимость пополам с фантазией замещает реальность. Мы дожили до того, что, регулярно вспоминая достаточно нелепые даты, совершенно безумно забываем, например, о дне истинного рождения русского государства. Пора бы задуматься и измениться. 21 сентября (н. ст.) Русская Православная Церковь торжественно отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Суть празднования великолепно передает праведный отец наш Иоанн Кронштадтский: «Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы — принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости». Рождество Пресвятой Богородицы — это ведь, прежде всего, праздник надежды и веры. Таким он был всегда и остается ныне. И совершенно не случайно, именно, на Рождество Богородицы приходится важнейшее событие в истории России — Куликовская битва. Конечно, в сентябре, 1380 года татаро-монгольское иго свергнуто не было. Потребовалось еще сто лет, дабы Русь стала независимой. Но как писал замечательный русский историк Лев Николаевич Гумилев: «Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю оставалось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах». На Рождество Пресвятой Девы приходится и рождение русской нации и русской государственности. И есть еще одна параллель. После смерти великого Александра Невского Русь, разодранная на части и татарами, и литовцами, да и самими князьями, погрузилась во тьму, примерно на 120 лет. Потребовались значительные усилия для преодоления государственной неплодности Руси. Церковь сыграла свою серьезную роль. Митрополит Алексий и игумен Сергий Радонежский стали идеологами возрождения Руси. Если бы Православие было истреблено, а наши предки в угаре торговцев рванули либо за Западом, либо за Ордой, то и России бы не было. Вообще та Русь, в отличие от современной много чего не имела. Демократия и выборы главы государства отсутствовали, но зато князем в Москве сидел Дмитрий Донской. Естественно, к ордынскому игу притерпелись, да и знать и торговые люди не страдали, а напротив наживались за счет различных контактов с Ордой. Хотели ли они похода против Мамая, пусть и узурпатора, но человека решительного и жестокого? Вряд ли. Но если бы тогда голос Церкви не услышали, а Дмитрия Иоанновича не понял народ, то и потомков тогдашние русские не оставили. Рождество Пресвятой Богородицы учит нас веровать и любить, надеяться и не сдаваться. С праздником Рождества Пресвятой Богородицы — заступницы и покровительнице нашей и Днем государства Русского, братья и сестры!