Выводы Генштаба Абхазии из конфликта на Кавказе
Беседовал Ярослав Таманцев

Выводы Генштаба Абхазии из конфликта на Кавказе

Генерал-полковник Анатолий Зайцев: Вооруженные Силы союзной России республики готовы защищать независимость

Война на Кавказе изменила расклад сил на южных границах России, показав необходимость модернизации Вооруженных Сил России и признанных республик. Угроза вооруженного нападения на новые объекты международного права сохраняется. Об итогах августовского противостояния, трофеях и выводах, сделанных абхазскими военными, в эксклюзивном интервью рассказал начальник Генштаба ВС Республики Абхазия генерал-полковник Анатолий Зайцев.

- Анатолий Иннокентьевич, снова идут бои на границе с Грузией?

- Обстановка достаточно напряженная. 15-го ноября в районе Соберио разгорелся настоящий бой. По нашим данным, потери с грузинской стороны составили до 8 человек. 16-го ноября в районе с 20.00 до 22.00 по позициям российских военных вёлся огонь из нескольких точек. Был открыт ответный огонь. Грузинская сторона проводит диверсии и теракты. В частности, Был убит начальник нашего агентурного отдела, который вёл в Гальском районе серьезную разработку. Мы фиксируем наглый переход границы во многих местах. Заминировали границу – так подрыв идёт за подрывом. Диверсионные группы пытаются проникнуть на нашу территорию. Мы располагаем сведениями, что в распоряжении грузинских военных остались средства ПВО, танки Т-72 и реактивные системы залпового огня различных модификаций. Наша разведка уточняет места их сосредоточения. Делаем определённые выводы. Представители погранвойск РФ проводят рекогносцировку местности в зоне конфликта, изучают и оценивают силы и средства по обе стороны границы.

- В результате освобождения Кодора Абхазии достались трофеи. Расскажите о них поподробнее.

- Мы захватили большое количество трофейных мин. Причём, 30% из них не срабатывают. Получили большое количество боеприпасов к реактивным системам залпового огня БМ-21. Они тоже непонятного качества. Последние учения показали, что эти боеприпасы имеют огромный разброс вправо и влево, после чего мы решили их просто уничтожить. Производство украинское. Всё низкого качества со старыми сроками. Грузии всё дают, что ни попадя, как и так называемые танки Т-84, переделанные из Т-64. Правда, думаю, что сейчас они будут принимать уже не только барахло, но и что-то более серьёзнее.

- Все трофеи на свалку?

- Конечно, нет. Скажу только о боеприпасах. Мы серьезно пополнили запасы боеприпасов к гаубицам Д-30, минометных мин, выстрелов к гранатомётам РПГ-7 и СПГ, переносных зенитно-ракетных комплексов. Последние также будем проверять, потому что радиоперехваты во время войны говорили о неважном качестве ПЗРК. В эфире были приказы стрелять, пуск произвели, и …ничего. В итоге нашли только одну тубу от ПЗРК, остальное всё валялось в исправном состоянии. По нашим самолетам они пытались стрелять, но ничего не вышло, выясним, почему. Мы проверим их техническое состояние и дадим отчёт по номерам ПЗРК, чтобы в Грузии узнали, что их обманывают.

- Военные приготовления Грузии продолжаются?

- Грузия наращивает вооружение достаточно серьёзными темпами. В частности, восстанавливается база в Сенаки, в приграничную зону подтянуты полицейские силы как на довоенном уровне. Мысли, что всё это идёт на укрепление мира, конечно, нет. Это подготовка к новой войне. И вполне возможно, что она может начаться в ближайшее время. Не буду говорить о сроках. На этот счёт у меня свои мысли. В прошлый раз мы ждали в сентябре, а получилось в августе – в день открытия Олимпиады. Хотя, по нашим данным, нападение, действительно, планировалось на сентябрь.

Почему Саакашвили перенёс начало агрессии? Возможно, решил применить военную хитрость, притупив бдительность, но глубоко ошибся.

- Грузия потеряла удобный Кодорский плацдарм. В случае вооружённого конфликта опасность представляет восточное направление?

- Детальный план нападения на Абхазию у них был готов ещё в 2004 году. В августе они его не успели применить в действие. Мо хорошо изучили этот план.

Скажу, что это серьезный документ, подразумевавший одновременные действия с Кодорского и Гальского направлений, с моря, через горы. Особенно учитывая такое количество батальонов специального назначения, которые готовятся, чтобы пройти и внезапно ударить. В Цхинвали они пошли нагло, напрямую. А против нас готовились действовать по-другому: высадить десант с моря и с нескольких направлений действовать силами специального назначения в большом количестве. Так что нам нужно быть сильными везде, на всех направлениях.

Главный удар вероятный противник, конечно, рассчитывает нанести там, где применимо коллективное оружие – танки, артиллерия, морские силы. Мы отдаём себе отчёт в том, что возможное нападение не будет односторонним. В наших условиях удар с одного направления мы легко отобьём. На одном из направлений противник рассчитывает создать значительное превосходство, на другом – незначительное, а на третьем будет вступать в бой примерно в равных соотношениях сил.

- Насколько для грузинской армии важно отбить Кодорское ущелье?

- С одной стороны, им важно захватить всю Абхазию и насильственно присоединить к Грузии. Соответственно, Кодор – это часть Абхазии, как и любой кусок земли, однозначно будет для них достижением, победой и шагом наперёд.

Я поражаюсь президенту страны под названием Грузия. Заявляет, что будет решать проблемы только мирным путём и тут же развязывает войну. Что о нём можно говорить, об этом государстве? За словами безумца – человеческие жертвы, кровь и страдания.

- Как складывается взаимодействие с российскими военными?

- Пока в разработке положение о российской военной базе. Договор о военно-техническом сотрудничестве только прорабатывается. Мы предусматриваем совместное использование полигонов, аэродромов, каналов связи, проведение тренировок и учений и т.д. Это большой комплексный документ, который готовится несколько месяцев.

- В России думают о размещении в Очамчире одной из баз Черноморского Флота. Как на это смотрят абхазские военные?

- Положительно. У нас на вооружении – патрульные и сторожевые катера для прикрытия моря. Мы можем только идти на таран. Нанести же поражение флоту вероятного противника способны только серьезные большие корабли. Так что размещение сил ВМС России стало бы для нас очень хорошей поддержкой.

- Грузия долго готовила к войне базу в Сенаки. Почему в августе противник не оказал сопротивления в этом районе?

- База в Сенаки была недоукомплектована. С началом боевых действий там началось отмобилизование, и пришлось нанести по ней огневое воздействие. В итоге батальоны, которые они пытались сформировать и пустить на наше направление, разбежались. Точнее, мы не дали им развернуться. У нас были данные, где, в каких местах и кто находится на этой базе.

В Грузии большие проблемы с желающими умирать за идеи Саакашвили. У меня в руках был документ, который свидетельствует о том, как они завлекали граждан на службу в армии. Обещали им беспроцентный кредит, предоставляли квартиру в любом городе Грузии, в котором клиент пожелает. База была с помпой открыта, о чём трубили СМИ, а желающих служить в этой бригаде всё равно не набиралось в достаточном количестве.

- Проблемы с боевым духом?

- Это боевой, но в какой-то степени артистичный народ. И время-то такое, что защищать, оборонять страну от врага – это один призыв, один порыв, одни люди. А идти кого-то захватывать добровольцев намного меньше.

- Правда ли, что при нападении на Абхазию её Вооруженные Силы могли нанести ответный удар и выйти на Кутаиси и даже дальше?

- Совершенно могли. Была создана сильнейшая группировка, для чего была задействована треть ВС Абхазии. Но нас не пустил Верховный главнокомандующий. Это уже политика. Как военные, мы были готовы нанести ответный удар по агрессору и дойти достаточно далеко.

По моему личному мнению, как человека военного, это, конечно же, хотелось бы сделать только с одной целью – разоружить и не дать стране под названием Грузия быть агрессором в дальнейшем.

- Какие выводы в Вооружённых Силах Абхазии сделаны из августовской войны на Кавказе? Какие проблемы в военной сфере обнажились?

- Выводы, как и проблемы, самые серьезные. В бригадах резерва, включая роты огневой поддержки, миномётные батареи, проводили сборы, старались, а пошли в бой резервисты с одними автоматами, потому что некогда было проводить боевое слаживание.

Первый вывод – личный состав, что связан с техникой, тяжёлым вооружением, а не автоматом и пистолетом, должен быть на кадровой основе. Исходя из этого, буквально на днях президент республики подписал директиву об изменении организационно-штатной структуры ВС РА. Надеяться, что на технике будет хорошо воевать резервист из запаса, сложно. Повторюсь, нормально воевать он будет, если провести боевое слаживание. В Америке на это отводят три месяца. В СССР боевое слаживание составляло 45 суток. На второй день после мобилизации у нас резервисты у нас всё же выдвинулись с тяжелой техникой на Восточное направление, а в горы ушли только с автоматами лихие парни.

Второй вывод – где, какие силы и средства, с какими задачами иметь. Здесь тоже мы поменяли очень многое.

Третье – интенсивность практических занятий артиллеристов мы увеличили в два раза. За короткое время наши артиллеристы полком и батареями провели полевой выход и три раза выполняли боевые задачи с расходом боеприпасов.

Чётвертый вывод – меняем программу подготовки к ведению боевых действий ночью. Изменения будут и по штатной структуре, и по обучению специалистов, и по изменению в программе военного училища, и в подготовке резервистов. Та программа подготовки резерва, что была раньше, устарела.

Вы удивитесь, но мы впервые провели сборы санинструкторов и убедились, как важно иметь санинструктора в каждом взводе, даже когда раненых немного. Сейчас готовятся сборы с резервистами – разведчиками и сапёрами. На первом этапе следующего учебного года запланировано обучение корректировщиков огня и авиационных наводчиков. Это - качественно новый шаг вперёд.

- Как в абхазской армии готовятся к ведению контрбатарейной борьбы?

- Контрбатарейная борьба – это то, о чём я говорил здесь с первых дней. Именно поэтому практически заставил, в чём меня поддержал министр обороны, отремонтировать всю артиллеристскую технику. Собирали из двух одну пушку и т.д. Делалось это с одной целью – вести контрбатарейную борьбу. Это вопрос № 1, аксиома – по тебе снаряд, ты отвечаешь туда 10-ю. Но надо учитывать, что на равнине можно засечь выстрелы противника с двух сторон и нанести ответный удар, а в горах большие проблемы с видимостью и звуковой разведкой. Эхо отдаёт во все стороны, что откуда стреляет, определить практически невозможно. Значит, нужны вертолёты и самолеты – корректировщики, специальные приборы, которые могут с большой дальности видеть цель и давать её точные координаты.

У нас неплохо подготовлена группа боевого управления, которая хорошо корректировала огонь в минувшем августе.

- Когда в Вооруженных Силах Абхазии появится свой беспилотный самолет?

- К нам приезжает много представителей производств с проектами и чертежами. К сожалению, пока предлагают вчерашний день. Нас не устраивают модели, делающие фотоснимки. А БПЛА, состоящие на вооружении современных армий, нам пока не под силу.

Мы больше надеемся на свою агентурную разведку и на спецназ, способный работать в тылу. В Кодоре наша горно-стрелковая рота специального назначения поработала прилично, выявив координаты всех целей и точек ПВО. Пехота потом только удивлялась, как точно била наша авиация.