Артём Альбертович Шарафутдинов: критерии качества коучинга
Отдел информации

Артём Альбертович Шарафутдинов: критерии качества коучинга

Коучинг сегодня - один из самых активно развивающихся подходов в области индивидуального и бизнес консультирования в России. 18 мая 2017 года прошло значимое событие в сфере коучинга: круглый стол «Коучинг: методология, границы профессии, критерии качества», где доклад читал Шарафутдинов Артём Альбертович, соучредитель компании ABCoach, мастер коуч и бизнес-тренер.

В последнее время в государственных и частных компаниях стало внедряться управление «в стиле коучинг». В Сбербанке, к примеру, коучинг внедряется не только в управленческую систему, в компании самостоятельно готовят коуч-специалистов. Также стала очевидна востребованность профессии коуч, сейчас ведется процесс по принятию профессионального стандарта.

Однако существует ряд сложностей, которые стоят сейчас перед миром коучинга. Так как коучинг - профессия молодая и неформализованная, далеко не всем известна ее подлинная суть. Причиной подобного недопонимания стало повсеместное использование ныне крайне популярного слова «коучинг». Преследуя маркетинговые цели, коучингу приписывают несуществующие понятия: от тренингов сомнительного качества, курсов по интернет-специальностям либо технологиям торговли китайскими товарами до фитнес-программ, духовных и оккультных практик, психотерапии.

Наблюдается и вторая тенденция: именитые психотерапевты, гипнологи, бизнес тренеры, следуя моде, стали именовать себя коучами. Подобные явления создают путаницу, создавая инфоповоды для "хейтеров". Активно приписываемые такими критиками минусы не имеют отношения к профессиональному коучингу. Псевдокоучинг критикуют за директивность, жёсткие техники, скрытое влияние, гуризм коучей и прочие особенности, невозможные в профессиональном коучинге по определению.

В следствии неправильного общественного позиционирования профессионалам своего дела, основанного на методологии недирективного коучинга (Т.Голви, Дж.Уитмор, Т.Леонард и другие пионеры коучинга), приходится оправдываться и объяснять свою непричастность к конгломерату разрозненных явлений, в обилии представленных на рынке.

Совершенно неудивительно, что обыватели, интересующиеся коучингом, закономерно путаются и теряются в понятиях. Людям действительно трудно найти не только качественного специалиста, коуча-профессионала, но и подлинную информацию, располагающую правдивыми фактами и дающую оправданные критерии для выбора.

В связи с упомянутыми проблемами важно сделать такие шаги: во-первых, всему профессиональному сообществу коучей необходимо приложить максимум усилий к поддержке принятия стандарта по коучингу; во-вторых, активизировать научную работу в этом направлении для более четкого определения границ профессии. Категорически не хватает экспертных материалов на подобии кандидатских диссертаций по коучингу. Даже немногие имеющиеся наработки не популяризируются. Не достает аналитических работ, достоверно переведенных на русский язык. В-третьих, всем профессиональным сообществам коучей нужно как можно чаще прояснять принципы и методологию коучинга в публичном пространстве. В-четвертых, обязательно надо составить список понятных критериев, по которым можно выбрать профессионального коуча.

Артём Шарафутдинов, коуч, клинический психолог и бизнес-тренер, выступая с докладом, выразил уверенность, что отдельного внимания заслуживает тема подготовки коучей. Сейчас можно наблюдать две тенденции - позитивную и негативную. Суть позитивной тенденции заключается в том, что обучение коучингу выходит на уровень ВУЗов. Увеличивается число программ, которые преподают уважаемые и признанные в научном сообществе специалисты. Действует как минимум три магистратуры по коучингу (НИУ Высшая Школа Экономики (психоаналитический коучинг), Южный федеральный университет (коучинг в образовании), РГУ им. Касыгина («Психологический коучинг в управлении. Социальная психология»). Идут наборы по программе бакалавриата в РАНХиГС по психологическому консультированию и коучингу. Также программы по коучингу в формате профессиональной переподготовки реализуются в передовых ВУЗах Москвы: МГУ, МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ.

Вышеперечисленные программы являются длительными и включают в себя не только методы коучинга, но необходимые знания из других сфер: основу физиологии, общей психологии, возрастной психологии, психодиагностики и т.д. Полученные навыки и знания позволяют специалистам работать на высоком уровне, качественно. Прошедшие подобное емкое обучение выпускники с большей точностью сумеют определить человека, нуждающегося в психологической и психотерапевтической помощи и направить его к нужному специалисту, а не работать с неэффективными для подобных клиентов коучинговыми методами.

Негативная же тенденция состоит в том, что наряду с академическими программами возросло и количество программ категории «Стань коучем за два дня», «Получи сертификат коуча онлайн за 2000 рублей» и прочие краткосрочные программы сомнительного качества, создающие квази-коучей.

Недирективный коучинг, несомненно, является очень «легким» подходом, максимально ориентирован в будущее и возможности конкретного человека, направлен на раскрытие потенциала и креативности клиента. И это абсолютно не означает, что профессиональный коуч не должен владеть основами психологии и физиологии. Потому как без наличия твердой базы и без знания основ можно навредить человеку даже самыми безобидными методами.

На взгляд Артёма Шарафутдинова принципиально важно, чтобы профессиональное сообщество коучей при подготовке и аккредитации в международных ассоциациях различных программ обращало особое внимание на преподавание основ и передачу начинающим коучам навыков диагностики.

Начинающим специалистам необходима твердая уверенность в том, что коуч может работать исключительно с психически здоровым человеком. Потому как для работы с человеком, имеющим психологические проблемы, необходимо либо иметь психологическое образование, либо работать в паре или под наблюдением профессионального психолога или терапевта.

К обучению начинающих специалистов необходимо подходить с особым тщанием и серьезностью: минимальная подготовка коучей по любым программам, будь то программы бизнес-коучинга или индивидуального коучинга, обязана составлять не менее 250 учебных часов. Именно это количество часов является минимальным с точки зрения переквалификации в Российской Федерации. Также, что не менее важно, программа подготовки обязана включать в себя прохождение обязательной итоговой аттестации у независимой комиссии до выдачи сертификата.

При подготовке коучей стоит разделять выпускников на 2 категории. К первой категории нужно отнести студентов, для которых коучинг является сопутствующим инструментом, дополняющим основную профессию. Это - Hr-специалисты, педагоги. Работая по своей основной специализации, они изучают коучинг как дополнительный инструмент в их профессиональной деятельности, и 250 часов для этой категории студентов будет вполне достаточно.

Выбрав же коучинг в качестве основной профессии и, особенно, имея желание работать с вопросами индивидуального консультирования, студенты, помимо учебы и непрерывного развития квалификации, нуждаются в полноценной и серьёзной супервизии специалистами-профессионалами.

В связи с этим нужно похвалить Ассоциацию русскоязычных коучей, которые активно развивают институт супервизоров, необходимый для данной профессии. Стоит обратить внимание на то, что крупнейшие мировые ассоциации коучинга настаивают на обязательной супервизии для своих членов.

К примеру, центр Abcoach, соучредителем которого является Артём Шарафутдинов, является членом международной ассоциации Association for Coaching. Чтобы получить аккредитацию на уровне Профессионального статуса требуется от 9 месяцев супервизии, от 750 часов практического опыта, от 36 часов непрерывного коучинового развития ежегодно (изучение профессиональной литераторы, участие в конференциях, повышение квалификации и пр.) .

Исходя из этого, для людей, занимающихся профессионально коучингом в России, супервизия должна стать нормой. Слабо развитая культура супервизии - это общая беда области психологической помощи и консультирования в России. Если обратиться на запад, можно увидеть очень серьезные требования к данному аспекту. Сообщество коучей должно строже подходить к подготовке коучей.

Подводя итог выступлению Артёма Шарафутдинова на круглом столе, хочется отметить, что обозначенные экспертом аспекты – это задачи, которые, несомненно, будут решены. Нет сомнений, что коучинг сможет полноценно и ответственно занять заслуженное место среди помогающих профессий в нашей стране.

Выражаем благодарность Артёму Шарафутдинову за предоставленный доклад, прочитанный 18 мая 2017 г. на круглом столе «Коучинг: методология, границы профессии, критерии качества». Информация легла в основу данной статьи.