Максим Лесков

Богородица молится за Россию

Мироточение Царственной Спасительницы во время войны в Южной Осетии Царственная Спасительница. Именно так называли на Руси некогда прославленный образ Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». По свидетельствам очевидцев, список этой иконы, хранящийся в монастыре, в первой декаде августа обильно замироточил. Чудо подтвердил и бывший настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Никон (Головко). Упомянутый список чудотворной иконы вместе с образом преподобного Мефодия Пешношского был передан в монастырь воспитанниками православной Свято-Алексиевской гимназии «Ольсово» для детей-сирот после возобновления монастырских богослужений в день празднования Преображения Господня в 2007 году. До этого времени образ, написанный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, пребывал в гимназической общине, которая длительное время словом, делом и молитвой добивалась возвращения монастыря Русской Православной Церкви. На этой, редко встречающейся в наши дни иконе, Божия Матерь и Младенец на руках изображены в Своем царственном достоинстве, с коронами на головах. Богомладенец держит в руке царский жезл, а Богородица, как бы помогая Ему, придерживает его снизу. Первоначально образ был принесён в Николаевский Пешношский монастырь московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым в 1780 году. Алексей стал иноком, все свои немалые средства отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келье. После его кончины образ принесли настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, велел поставить её над входной дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. На этом месте, по преданию, Мефодий беседовал с самим преподобным Сергием Радонежским. Все паломники, шедшие в прославленную своими прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над её вратами образом Божией Матери. Так что это была, как говорят на Руси, намоленная икона. Прославление её началось в 1827 году после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, человек трезвомыслящий и всеми уважаемый, проходя мимо иконы, увидел, что от неё исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу». Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошёл к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Кем он написан – тайна. Достоверно известно, что во времена эпидемий холеры многие, молившиеся перед ним, получали исцеление. Но особенно прославилась эта икона после спасения Царской Семьи. Случилось это в 1888 году. Тогда, по замыслу террористов, после устроенного ими взрыва поезда, в котором возвращалась из Крыма в Петербург Царская Семья, должны были погибнуть все – и мудрый правитель России Александр III, и его наследник, наш последний Царь Николай II, и Царица, и все Великие князья и княгини. Во время крушения погиб 21 человек, 35 были ранены, но никто из императорской семьи не получил серьезных повреждений. Царь-богатырь один удержал крышу вагона. Но он, конечно, понимал, что никаких человеческих сил, даже самых богатырских, ему бы не хватило на то, чтобы сотворить этот свой подвиг, да ещё и самому остаться в живых. Чудесное спасение царской семьи произошло именно в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» - одной из главных святынь Свято-Николаевского Пешношского монастыря. Кроме того, список иконы, согласно преданию, Император постоянно носил при себе. Вернувшись в Петербург, Царь повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Во многих из них такого образа не было, срочно было изготовлено множество списков с неё. Говорят, что икона была практически во всех православных семьях. Не удивительно, что богоборческая власть всеми силами пыталась и пытается стереть воспоминания об этой иконе из народной памяти. И вот ее восстановленный образ явил истинное чудо. Что оно может означать для всех нас? Мироточение по времени совпало с двумя важными событиями: многочисленными жертвами среди наших сестер и братьев во Христе на территории Южной Осетии, а также с возвращением в монастырь местночтимой святыни - посоха последнего настоятеля обители. Святыня эта была сохранена духовенством и общиной Спасского храма села Дулово Тверской Епархии. В церкви, пережившей за годы перестройки 19 ограблений, Божиим чудом и трудами настоятеля, протоиерея Валерия Полякова, были спасены игуменский посох и богослужебные книги, по воспоминаниям местных жителей, принадлежавшие монастырским монахам, удалившимся в это безлюдное местно после разорения Пешноши большевистскими варварами. Говорят, что пешношские черноризцы продолжали служить до самого ареста, прямо из церкви были захвачены чекистами и увезены в Бутово, где и приняли мученическую смерть. На Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), игумен Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937). Кто из них и при каких обстоятельствах смог спрятать в алтаре монастырские реликвии – одному Богу известно. До нас дошла лишь рукописная надпись на последней странице одной из древних книг: «В случае моей смерти, прошу вернуть в Николо-Пешношский монастырь». В молитве основателю Пешношской обители преподобному Мефодию есть такие слова: «Испроси, угодниче Божий, у Царя Царствующих и Господа Господствующих нам, вопиющим: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол Православных Царей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш». Время исполнять заветы Святых Отцов.