Новогодний подарок для россиян
Ирина Антонова

Новогодний подарок для россиян

Чем ближе Новый год, тем напряженнее сограждане ждут изменений последующих с 1 января. Население уже предупреждено о грядущем росте цен почти на все товары. Но большинство россиян, учитывая низкий уровень жизни, пугает не столько увеличение стоимости, например, авто, электроники или мебели, сколько скачок цен на социально-значимые товары. А они, как прогнозирует Аналитический центр при правительстве, в новом году вырастут на 4–11%.

Как сообщает газета «Известия», речь идет о хлебе, яйцах, свинине, молоке и сахаре. Не смягчит ситуацию даже установленная для социально значимой продукции льготная ставка НДС в 10%. На цены повлияет рост инфляции и НДС на другие товары, используемые производителями. Соответственно, увеличение цен на продукты в 2019 году будет зависеть от глубины их переработки: чем длиннее производственная цепочка, тем сильнее скажется повышение НДС.

Так, наибольшая налоговая нагрузка отмечается, например, в сегменте хлебобулочных изделий. В состав этой продукции входит большое количество ингредиентов, часть из которых может закупаться по основной ставке НДС. К тому же у изготовителей в следующем году вырастут расходы на производственные процессы (лизинговые и коммунальные платежи, приобретение производственных услуг), общехозяйственные (аренда офиса или юридические услуги) и коммерческие расходы.

Однако особенно подорожает сахар — на 11%. В этом году зафиксировано падение урожая сахарной свеклы более чем на 15% по сравнению с 2017-м. В результате уже в октябре оптовые цены выросли на 20%.

Цены на молоко пастеризованное 2,5–3,2% жирности вырастут на 6,1%, на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки первого-второго сортов — на 5,9%, свинина (кроме бескостной) подорожает на 4,3%, яйца куриные — на 4,2%. И, как утверждают эксперты, это еще самые скромные предположения, так как исследование учитывало влияние НДС, ситуацию на базовых сельскохозяйственных рынках, прогноз роста цен Минэкономразвития, изменения инфляции. Но при этом в расчет не брали возможные колебания цен на сырье, рост зарплат работников и прибыли предприятий. Не учитывалось, похоже, и введение экологического налога, в результате которого товары в упаковке возрастут в цене.