10 декабря 2018 года издание РБК опубликовало материал под заголовком «Контракт по «Дружбе»: почему поставщик Росгвардии заинтересовал ФСБ».
В публикации был допущен целый ряд грубых неточностей, из-за чего ситуация с государственными закупками в Росгвардии была представлена общественности в абсолютном искаженном виде. В связи с этим 13 декабря 2018 года Росгвардия направила официальное письмо изданию РБК с просьбой опубликовать его текст полностью. В своем письме Росгвардия рассказала о действительной ситуации с госзакупками, указала на допущенные журналистами РБК грубые неточности и призвала издание вспомнить об этическом кодексе журналистов.
Вот, в частности, выдержка из Кодекса профессиональной этики российского журналиста, размещенного на сайте Союза журналистов России: «Пункт 3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений».
Однако, получив письмо Росгвардии, издание РБК проигнорировало просьбу опубликовать его полностью и 13 декабря 2018 года выпустило собственный материал под названием «Росгвардия начала внутреннее расследование из-за поставок продуктов». Эта публикация подается как подготовленная на основе письма Росгвардии, при этом она изобилует грубыми неточностями, в ней искажается и умалчивается важная информация. В результате вместо реальной картины, о которой рассказала Росгвардия, общественности была представлена не соответствующая действительности версия журналистов РБК.
Обе публикации РБК — от 10 и от 13 декабря 2018 года — стали источником информации для многочисленных СМИ. В результате недостоверная и неполная информация из статей РБК легла в основу десятков таких же недостоверных и неполных публикаций в других изданиях, транслировалась на многомиллионную читательскую/зрительскую аудиторию страны.
Остановимся подробнее на публикации РБК от 13 декабря 2018 года.
РБК, в частности, утверждает, что «Росгвардия начала внутреннее расследование из-за поставок продуктов». Еще раз доводим до сведения издания: Росгвардия «не начинала» проверки, тем более после какой-либо публикации. Борьба с коррупцией, в том числе в системе госзакупок, ведется с момента основания ведомства в 2016 году и является постоянной.
РБК вновь пишет о «завышении цен» при госзакупках Росгвардии. В действительности таких фактов нет. Напротив, есть факты, с которыми и борется Росгвардия, — это поставка продуктов по заведомо заниженным ценам. Вся продукция, закупочная цена которой ниже себестоимости сырья, соответствующего ГОСТу, — это заведомый фальсификат. С этой проблемой — поставкой в рамках госзкупок продуктов по заведомо заниженным ценам — сталкивается не только наше ведомство. МВД, Минобразования, Минздрав также озабочены тем, что подрядчики пытаются поставлять вместо обозначенного в контрактах продукта его эрзац, заменитель (сырный продукт вместо сыра, спред вместо сливочного масла и т.д.). В связи с этим Роскачество разрабатывает дополнительные механизмы для контроля продуктовых поставок при госзакупках. Журналисты РБК даже не пытаются разобраться в проблеме и не понимают разницу между «завышением цен» и ценами, которые соответствуют продукции, произведенной по ГОСТу.
Кроме того, РБК не обнародовал (следовательно, скрыл от общественности) ряд важных пунктов, которые содержались в письме Росгвардии. В частности, что Росгвардия не заключала никаких договоров с Гатчинским мясокомбинатом — именно на обсуждении ситуации вокруг этого мясокомбината и строился текст от 10.12. 2018 года.
Также РБК умолчал о том, что журналисты издания при наличии общедоступной базы данных — Единой системы Госзакупок РФ — в своей публикации приводят данные из неофициальных источников, которые к тому же не соответствуют действительности.
Наконец, РБК умолчал тот факт из письма Росгвардии, что журналисты в статье «Контракт по «Дружбе»: почему поставщик Росгвардии заинтересовал ФСБ» не просто грубо ошиблись и исказили информацию, сославшись на непроверенные источники. Но и опубликовали эту непроверенную информацию накануне резонансного судебного процесса, что можно расценить как давление на суд. И эта информация разошлась по десяткам изданий, создавая информационный фон, грубо искажающий реальность. РБК таким образом несет полную ответственность за это давление, так как является первоисточником.
В своем письме Росгвардия не требовала от РБК официальных извинений за использование явно недостоверной информации в статье «Контракт по «Дружбе»: почему поставщик Росгвардии заинтересовал ФСБ» от 10.12. 2018 года.
Мы полагали, что публикация нашего текста с изложением достоверной и полной информации восстановит реальную картину происходящего. Однако редакция РБК не только уклонились от публикации нашего полного ответа, но и продолжает распространять заведомо недостоверную информацию, которая тиражируется другими СМИ.
Учитывая все вышесказанное, Росгвардия приняла решение обратиться в судебные инстанции, чтобы добиться ответственности РБК за публикацию недостоверной информации.
Пресс-служба Росгвардии
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках