Газовая ОПЕК может родиться летом

Россия и Иран готовы создать газовую ОПЕК в ближайшее время. Об этом заявил министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари. По его словам, основные мировые производители газа и страны, владеющие значительными запасами газа, должны договориться о создании газовой ОПЕК, почва уже готова. Окончательные договоренности могут быть заключены уже в июне этого года, когда в Москве пройдет седьмой форум 14 крупнейших стран - экспортеров газа, пишет Газета.

Вчера посол Кувейта в России Насер Аль-Музайен заявил журналистам, что страны, которые входят в Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, не возражают против того, чтобы в мире формировались международные объединения производителей того или иного стратегического сырья по примеру нефтяной ОПЕК. Как отметил дипломат, страны Персидского залива считают целесообразным создание подобных картелей для поддержания «справедливых, умеренных и разумных цен» на сырье. «Самое главное, чтобы это было в интересах всех стран, а не за чей-то счет», — цитирует его слова РБК. Посол подчеркнул, что рост цен на нефть является не результатом деятельности ОПЕК, а следствием развития геополитической ситуации.

Аналитик ИФК «КапиталЪ» Виталий Крюков считает, что, даже в случае если основные игроки газового рынка в ближайшее время договорятся о создании газовой ОПЕК, для начала ее полноценного функционирования может потребоваться достаточно много времени. Он полагает, создание газового картеля пойдет на пользу как производителям, так и потребителям, если организация будет регулировать не цены, а объемы поставок газа, чтобы эффективно контролировать распределение спроса и предложения по отдельным регионам.

По мнению Дениса Борисова из ИФК «Солид», сообщает РБК, газовая ОПЕК могла бы стать защитным механизмом от резких колебаний цен на газ в том случае, если в Европе появится полномасштабный рынок газа. В свою очередь директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что в существующих условиях (самые консервативные прогнозы предполагают удвоение мирового потребления газа через 20—25 лет) газовая ОПЕК вызовет лишь перекосы и кризисы в мировой экономике. Из проектов, прибыльность которых определяется свободным рынком, капиталы перетекут в газовую добычу, где «справедливые» цены будут обеспечивать прибыльность выше 50%, считает он. Размер мировых запасов газа позволит это сделать без проблем.

Однако до реального воплощения идеи газовой ОПЕК пока далеко. Эксперты утверждают, что говорить о координации в газовом секторе не приходится. Большинство контрактов между производителями и потребителями газа осуществляются на долгосрочной основе, а сам газовый рынок разбит по регионам, что связано с трубопроводной спецификой транспортировки газа. Тем не менее с развитием рынка сжиженного природного газа (СПГ) вопросы ценовой координации могут выйти на первый план. Сейчас доля СПГ составляет менее 10% всего реализуемого в мире газа, однако в экспортных поставках СПГ занимает уже почти треть от общих мировых поставок, и его доля постоянно увеличивается. Основные потребители СПГ - это Япония (около 50%), Франция, Испания и Великобритания.

Тем не менее в ближайших приоритетах "Газпрома" - массовое строительство трубопроводов в направлении Евросоюза. Это проекты строительства газопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Для их наполнения России необходима сырьевая база. В этом плане геополитика "Газпрома" направлена в основном на бывшие республики СССР - Туркмению, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан. Однако есть наработки и в дальнем зарубежье.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер побывал с рабочим визитом в Иране. Результат переговоров - российский газовый монополист будет разрабатывать две или три очереди месторождения Южный Парс.

Южный Парс - самое большое месторождение газа в Иране и одно из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 14 трлн кубометров газа. На Южный Парс в свое время рассчитывали США и страны Евросоюза, разрабатывая проект газопровода Nabucco. Сейчас полностью готовы восемь очередей Южного Парса, каждая из которых производит 25 млн кубометров газа в день. А годовая добыча на этих восьми очередях составляет 73 млрд кубометров. Участие «Газпрома» ставит жирный крест на возможности реализации проекта Nabucco. Плюс ко всему на днях из проекта официально вышла французская Gaz de France. И его конкурентные позиции по сравнению с "Южным потоком", разрабатываемым Россией в кооперации с Италией, Болгарией и Сербией, пошатнулись.

Месторождение Шах-Дениз в Азербайджане (запасы - 1,2 трлн кубометров газа) без дополнительных источников не сможет обеспечить газопровод Nabucco достаточным количеством газа, считает гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Как сообщает Газета, сотрудничество с Ираном важно для России еще и потому, что связи с Алжиром, одним из основных поставщиков газа в Европу, в последнее время значительно ухудшились. Что связано с тем, что военные в Алжире, на которых ориентировалась Москва, несколько утратили свои позиции, в выигрыше - относительно прозападное алжирское энергетическое лобби во главе с министром энергетики и шахт страны Шакибом Хелилем. Об этом можно судить по итогам переговоров президента Алжира Абдельазиза Бутефлики в Москве, которые фактически закончились ничем. Алжир продолжает настаивать на возвращении России 15 истребителей МиГ-29СМТ и не желает сотрудничать с "Газпромом".

Между тем возможность разработки иранского месторождения Южный Парс открывает "Газпрому" дорогу на рынок СПГ. А это - долгожданная диверсификация деятельности российского газового монополиста.