Первая в Европе

Россия уступает Великобритании, Германии и Франции, но самая богатая в группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и «ближе к Европе» по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, пишут аналитики Кингсмилл Бонд и Андрей Кузнецов в исследовании «Россия: широчайший потребительский рынок Европы», сообщают Ведомости.

В 2008 г. этот показатель, по оценкам МВФ, в России достигнет $15 000, или порядка 45% уровня стран ЕС. Число россиян, ежемесячно располагающих свободным доходом (после платежей за жилье, транспорт, здоровье и образование) в $350, растет на 5 млн в год, говорит Бонд.

Доля «бедных» (кому денег хватает только на еду) постоянно сокращается, а «обеспеченных», кому зарплаты хватает на повседневные нужды, за 2002-2006 гг. возросла с 22% до 29%, говорит Людмила Беляева из Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН.

По оценкам Минэкономразвития, в ближайшие три года реальные располагаемые доходы населения будут расти на 7,9-10% в год. Такой рост способен увеличивать спрос на товары на 20-30% в год, что обещает быстрый рост многим рынкам — от автомобилей и компьютеров до соков и пива, считают авторы исследования.

В 2006 г. Россия вышла на первое месте в Европе по продажам стиральных машин и мобильных телефонов, на второе после Германии — по продажам пива, на четвертое по автомобилям, перечисляет Бонд, в 2008 г. продажи превысят показатели европейских стран на всех рынках, кроме автомобильного, а к 2011 г. и на этом рынке Россия будет первой.

Растет не только потребление, но и средняя цена товаров, говорит Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитала», приводя в пример иномарки: за 2006 г. их продажи выросли на 70%, а средняя цена — на 56% (до $25 000). «Если пару лет назад я покупала 10 кг пошехонского сыра в год, то сейчас — 12 кг, но более дорогого», — приводит другой пример она.

«Москва-Эфес» за 1-е полугодие продала на 26% больше пива, чем годом ранее, основной рост обеспечил премиальный сегмент, говорит представитель компании Андрей Малафеев. На 25% выросли за полгода продажи соков «Лебедянского», радуется представитель компании Александр Костиков. По оценкам Euromonitor, с 2006 по 2011 г. продажи соков в России вырастут на 28% до 3,2 млрд л против 10% в Англии (до 2,2 млрд л) и 14%-ного сокращения в Германии (до 2,5 млрд л). По оценке гендиректора «Nielsen Россия» Александра Письменного, в 2006 г. число супер- и гипермаркетов выросло на 31%, а в 1-м полугодии 2007 г. — на 20%.

За 2007-2011 гг. товарооборот розницы возрастет на 76,4% до 18,7 трлн руб., прогнозирует Минэкономразвития.

По прогнозу экспертов ACNielsen, к 2025 г. потребительский рынок России станет самым крупным в Европе и в стоимостном выражении.

Как пишут Ведомости, испортить эти радужные перспективы могут банки, если дефицит ликвидности замедлит рост потребкредитования, предупреждает экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Есть ряд сегментов, где роль кредитов очень значима: например, 43% автомашин покупается в кредит».