Главная проблема экономики России - низкая эффективность

Экономика в России недостаточно эффективна, кроме того, в стране создаются лишние госкорпорации, деятельность которых может привести к негативным экономическим последствиям, считает бывший глава министерства экономического развития и торговли Герман Греф.

"Сегодня проблема номер один - низкая эффективность экономики. По производительности Россия на порядок отстает от развитых стран. Маленький пример: нас 146 миллионов, мы производим свыше триллиона долларов ВВП. Почти такой же объем экономики есть в Австралии, где 19 миллионов жителей. Вот и сравните эффективность", - сказал экс-министр в интервью журналу "Эксперт".

"Как только мы дойдем до определенного уровня эффективности, сопоставимого с развитыми странами, встанет вопрос развития за счет инноваций, и тогда в полный рост встанет вопрос создания инновационной системы в стране. Но тогда ее создавать уже будет несколько поздно, поэтому нужно ее формировать уже сейчас", - отметил Греф.

При этом он считает, что количество всевозможных госкорпораций в России расти не должно. "Я категорический противник госкорпорации как юридической формы. Считаю, что она должна использоваться в исключительных случаях", - сказал Греф. Обоснованным, по его мнению, является наличие двух подобных учреждений - Банка развития и Олимпийской госкорпорации.

"Можно рассуждать еще на тему атомной корпорации, и то, на мой взгляд, она была бы более эффективной в форме акционерного общества", - добавил он. Что касается "Ростехнологии", то, по мнению Грефа, ее также можно создать в рамках акционерного общества подобно авиастроительному и судостроительному холдингам, который был бы "абсолютно прозрачным, высококапитализированным, у него была бы возможность привлекать капитал с рынка", - сказал он.

"Все остальные госкорпорации могли бы вполне существовать в форме, предусмотренной действующим Гражданским кодексом", - добавил Греф. По его словам, "увлечение формой госкорпорации, некоммерческой организации, которая занимается бизнесом, чревато крайне негативными последствиями для экономики". "Она бесперспективна", - сказал он.

"То есть это фактически чиновная работа на коммерческую зарплату. Ты находишься в неконкурентном пространстве, за тобой государство. Ты не конкурируешь ни с кем, у тебя особый статус - ты госкорпорация", - добавил экс-министр.

По мнению Грефа, в налоговой системе самая больная проблема — НДС. "Администрирование НДС — та тема, на которую надо обратить, наверное, максимум внимания. На мой взгляд, в течение трех-четырех лет эту проблему можно свести к минимуму комплексом мер, в том числе и решением задач администрирования. Включая, конечно же, информатизацию", - сказал он. "Второе — проблема ЕСН и вообще сбалансированности пенсионной системы и низких пенсий", - добавил Греф.

Греф признал, что самое важное из незавершенных им дел на посту министра экономического развития и торговли - это вступление России в ВТО.

"Девяносто с лишним процентов работы сделано, остался последний шаг, и он требует сегодня очень больших усилий. Я думаю, что правительство сделает все для того, чтобы эта работа была доведена до конца", - отметил он.

"Шока от вступления в ВТО никакого не будет. Смотрите, укрепление рубля за последние семь лет у нас происходило средними темпами до 10% в год. Это эквивалентно тому, что мы каждый год импортную пошлину на 10% опускаем на все товары. И ничего не произошло! А мы с вами рядимся — на 3% пошлина ниже будет или на 2% выше", - сказал Греф.

"Этот важнейший шаг должен быть сделан в ближайшие полгода, и возможности для этого все есть. Нужна лишь политическая воля внутри страны. Я убежден, что серьезных внешних ограничителей у нас не осталось", - заключил Греф.

Говоря об положительных, с его точки зрения, итогах деятельности, Греф сказал, что одним из тяжелейших решений было сокращение налоговой нагрузки в 2000 г. - при дефиците ресурсов и невозможности расплаты по внешним долгам.

"Мы серьезно либерализовали вообще всю экономическую жизнь страны. Пусть недостаточно, но мы сняли огромное количество ограничений, барьеров, излишних функций и так далее. Но в 2004–2005 годах мы, к сожалению, в этом движении остановились. Хотя нужно было довести до конца все, что было правильно запланировано. Но бюрократический пресс под угрозой потери собственных полномочий настолько силен, что планы может осуществлять только команда единомышленников. А у нас были разные точки зрения", - подытожил он.