О подготовке превентивного удара Красной Армии
Юрий Кнутов

О подготовке превентивного удара Красной Армии

по фашистской Германии

(Начало — здесь. Предыдущая часть — здесь)

Осознавая растущую внешнюю угрозу, 5 мая 1941 г. Сталин во время банкета на закрытом приеме в Кремле обратился к выпускникам и преподавателям военных академий. Он, в частности сказал, что Германия является наиболее вероятным противником СССР. Далее советский вождь отметил, что«…теперь, когда мы нашу армию реконструировали, насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны — теперь надо перейти от обороны к наступлению. Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом. От обороны перейти к военной политике наступательных действий. Нам необходимо перестроить наше воспитание, нашу пропаганду, агитацию, нашу печать в наступательном духе. Красная Армия есть современная армия, а современная армия — армия наступательная». После нападения Германии на СССР текст выступления Сталина попал в руки немцев и был использован геббельсовской пропагандой для оправдания превентивного удара по Советскому Союзу.

Надо сказать, что доклады на тему будущей наступательной войны под названием «Соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на Западе и Востоке на 1940 и 1941 годы» были заслушаны Советским правительством 18 сентября и 14 октября 1940 г., а затем 11 марта 1941 г. Каждый раз в зависимости от военно-политической обстановки в мире «Соображения» перерабатывались. Так, в«Записке наркома обороны СССР и начальника Генштаба Красной Армии вЦК ВКП(б) И.В. Сталину и В.М. Молотову обосновах стратегического развертывания вооруженных сил СССР на Западе и на Востоке на1940 и1941годы»отмечалось, что«Германиявероятнее всего развернет свои главные силы к северу от устья р.Сан, стем чтобы изВосточной Пруссии через Литву нанести и развить главный удар в направлении на Ригу, наКовно идалее наДвинск, Полоцк илинаКовно, Вильно идалее наМинск. Не исключена возможность, что немцы, с целью захвата Украины, а в дальнейшем и Кавказа, сосредоточат свои главные силы к югу от устья р.Сан врайоне Седлец, Люблин снаправлением главного удара наКиев. Основным, наиболее политически выгодным для Германии, а, следовательно, и наиболее вероятным является 1-й вариант еедействий, т.е.сразвертыванием главных сил немецкой армии ксеверу отустья р.Сан»(река Сан — приток Вислы, находится на юге Польши. Устье расположено в районе города Сандомир).


Восприняв речь Сталина как руководство к действию, нарком обороны маршал С.К. Тимошенко и начальник Генерального штаба РККА генерал армии Г.К. Жуков поручили заместителю начальника Генерального штаба генерал-лейтенанту Н.Ф. Ватутину совместно с заместителем начальника оперативного управления Генштаба генерал-майором А.М. Василевским разработать директиву известную как«Соображения по плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками». 15 мая 1941 г. с проектом директивы ознакомились нарком обороны маршал С.К. Тимошенко и начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков. Докладную и проект документа без каких-либо подписей Г.К. Жуков передал Сталину через личного секретаря советского вождя Н.А. Поскребышева. В записке предлагалось в ответ на реально существующую угрозу вторжения гитлеровских войск нанести силами Красной Армии упреждающий удар по противнику. До начала наступления необходимо было провести скрытую мобилизацию и скрытное сосредоточение войск.

Задача, которая ставилась перед Красной Армией — овладеть Польшей, отрезать Германию от Балканских стран и румынской нефти, захватить Восточную Пруссию. Основной удар должно было нанести левое крыло Западного фронта в направлении Люблин — Деблен — Седлец с целью окружения и разгрома немецкой группировки южнее Варшавы. Другой удар наносили силы Юго-Западного фронта, наступавшие в направлении Краков — Катовице с перспективой выхода на Бреслау (Братислава). По аналогии с недавно завершившимися военными конфликтами с Японией и Финляндией полный разгром Германии высшим командованием Красной Армии не предусматривался. Планировалось лишь отбросить немцев от границы на 250-500 км.

Зная о неготовности советских войск к войне и об отсутствии у СССР стран-союзников (за исключениемМонгольской Народной Республики иТувинской Народной Республики), Сталин не согласился с содержанием записки. По воспоминаниям Жукова, на следующий день Поскребышев сообщил, что«Сталин был сильно разгневан моей докладной и поручил ему передать мне, чтобы я впредь таких записок «для прокурора» больше не писал, что председатель Совнаркома больше осведомлен о перспективах наших взаимоотношений с Германией, чем начальник Генштаба, что Советский Союз имеет еще достаточно времени для подготовки решительной схватки с фашизмом. А реализация моих предложений была бы только на руку врагам Советской власти».

Председатель Совнаркома И.В. Сталин (назначен на эту должность 6 мая 1941 г.) хорошо понимал, что упреждающий удар Красной Армии по германским войскам привел бы к крайне негативным международным последствиям. США и Англия объявили бы Советский Союз агрессором, а это в свою очередь, способствовало быстрому заключению мирного договора между Берлином и Лондоном. Скорее всего, и Вашингтон занял бы сторону Третьего рейха. Свою роль могло сыграть и личное письмо Гитлера, если таковое было. Даже если считать послание выдумкой некоторых историков, то дальнейшие действия Сталина говорят о том, что советский вождь больше поверил лживым заверениям в мирных намерениях рейхсканцлера Германии, чем справедливым опасениям маршалов и генералов из РККА.

В то же время согласись Сталин с предложением Жукова нанести превентивный удар — и ситуация оказалась бы еще хуже. Уже после победы над фашистской Германией в 1945 г. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, что поддержи в 1941 г. Сталин его инициативу — и хорошо подготовленные войска вермахта достаточно быстро бы разгромили наступление не имевших серьезного боевого опыта частей Красной Армии.

(Начало — здесь. Предыдущая часть — здесь. Продолжение следует)