Андрей Надеждин

Иран и Саудовская Аравия стремятся к повышению цен на нефть

В воскресенье представитель Ирана в ОПЕК Х.К. Ардебили заявил о необходимости сокращения квот ОПЕК на добычу нефти. По его мнению, которое разделяют многие в этой организации, увеличение мировых запасов энергоносителей может привести к потере части прибыли, в то время как рынок в целом находится на подъеме. «Некоторые факторы, включая замедление мирового экономического роста и наращивание нефтяных запасов, показывают, что рынок нуждается в новом уменьшении добычи ОПЕК – заявил Ардебили. Его позицию подтвердил и министр промышленности ИРИ К. Вазири-Хамене, который полагает снижение добычи необходимым в случае дальнейшего снижения цен.

Аналогичную позицию заняло и руководство Саудовской Аравии. Для поддержания баланса на мировом рынке, по его мнению, необходимо сократить накопленные запасы на 100 миллионов баррелей.

И хотя ряд членов ОПЕК не считают данную меру своевременной, полагая, что цена за баррель, превышающая 60 долларов США вполне достаточна и разумна, позиция Ирана и Саудовской Аравии – двух крупнейших нефтедобывающих государств картеля, скорее всего, окажется решающей при принятии решения. Это должно состояться на следующем заседании картеля 14 декабря в Нигерии. Ранее, после решения о сокращении совокупной добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки с 1 ноября, ОПЕК так и не смогла выработать общей позиции по вопросу о целесообразности дальнейшего сокращения добычи.

Меры, направленные на повышение цен нефть, к которым неоднократно в своей истории прибегала ОПЕК, сегодня критикуются преимущественно теми экспертами, которые связывают с ними динамику фундаментальных показателей роста мировой экономики. По их мнению, чрезмерное, объективно необоснованное подорожание нефти, способно негативно повлиять на темпы роста мировой экономики. Кроме того, подобные решения всегда рассматриваются и в политическом контексте. Иран и Саудовская Аравия могут подвергнуться резким упрекам со стороны запада, где полагают, что платят за нефть и так достаточно. Правящие в США республиканцы, экономические интересы которых традиционно связаны с энергетическим бизнесом, как правило не были склонны переводить подобные дискуссии в плоскость политики, так как сами были заинтересованы в высоких ценах на энергоносители. Однако набирающие политический вес демократы, захватившие не так давно конгресс, наверняка не оставят без внимания меры ряда государств, направленные на подорожание нефти и по-своему расставят акценты в ближневосточной политике США. Если бы сейчас у власти были демократы, то Иран, скорее всего, был бы обвинен в энергетическом шантаже и искусственном взвинчивании цен на черное золото.

С началом войны в Ираке цены на нефть возросли, и появилось понятие «военная премия». Интересно, какова будет реакция мирового рынка на приход в Белый дом президента – демократа?