Прощание с чернозёмом
Анна Пономарева

Прощание с чернозёмом

Ученые призывают спасти украинскую землю от истощения

Украинские ученые бьют тревогу: страна давно летит под откос, и ей угрожает потеря главного национального достояния – кормильца-чернозема. Как утверждают специалисты Института географии НАН Украины по итогам исследования «Влияние концентрации сельскохозяйственных земель на общество и окружающую среду на Украине», местным почвам из-за их длительной безответственной эксплуатации сельхозпроизводителями угрожает деградация.

Первое, на что обращают внимание специалисты, — чрезмерная распаханность земель. В некоторых регионах этот показатель достигает 95%. Там не распаханы только дороги и территории поселков. И хуже всего то, что аграрии отдают предпочтение культурам, которые выгодны, но истощают почву: кукуруза, соя и рапс, его на Западе используют в качестве биотоплива. Доля таких культур на Украине за2017-2020 годы выросла почти на 3% и сейчас превышает 50%. При этом чрезмерно активная эксплуатация почв вызывает не только их деградацию, но и ухудшает качество грунтовых и поверхностных вод, что, в свою очередь, вызывает заиливание водоемов и уничтожение водной флоры и фауны. Более того, природная растительность кое-где почти потеряна, что негативно сказывается на общем состоянии окружающей среды. Иными словами, куда ни посмотри — всюду катастрофа.

В чем причина столь безответственного подхода к главному ресурсу страны? Неужели украинцы совсем не ценят свою житницу? Возможно. Но только безалаберное использование чернозема отмечается, прежде всего, на территории (а это треть всех сельскохозяйственных земель Украины, около 4 млн гектаров), которая, как правило, сосредоточена в руках крупнейших агрохолдингов. А кто владельцы? Зачастую — иностранные инвесторы.

Так, третья по величине сельхоз компания «Агропромсервис» обрабатывает 396 тыс. гектаров в 13 областях, а основные бенефициары в ней – американцы Джордж Рор и Морис Табасиник. Еще один пример – «Континентал Фармерз Груп» (шестое место, контролирует 195 тыс. гектаров в пяти областях), которой управляет Saudi Agricultural and Livestock Investment Co (SALIC). Пару лет назад она купила украинский агрохолдинг «Мрия». Еще одна крупная компания, AgroGeneration (23 место, 70 тыс. гектаров),находится под крылом американца Джона Шморгуна. И в скором времени этот список существенно расширится, учитывая старания Киева под давлением МВФ скорее расстаться с землей в угоду западным покупателям.

Хотя, не только агрохолдинги сеют культуры, истощающие почву, много лет подряд и без надлежащих севооборотов. Как говорится, дурной пример заразителен. Значительная часть фермеров просто вынуждена это делать, чтобы окончательно не разориться, поскольку у конкурентов-гигантов показатели производительности выше, а государственная поддержка фермерства нивелирована фактически полностью, вот и выжимают из землицы аграрии все, что можно, а потом хоть потоп.

Что в этой ситуации остается делать ученым и экспертам — тщетно взывать к Верховной раде, чтобы народные избранники приняли законопроект о реформе системы государственного экологического контроля, который содержит элементы землепользования.То есть попытаться остановить надвигающийся экологический коллапс хотя бы реализацией элементарных мер защиты. Впрочем, специалисты прекрасно понимают, что в стране, находящейся под внешним управлением и отдающей по доброй воле и за бесценок свои стратегические ресурсы, ни о какой экологической политике речи быть не может. Даже способ предотвращения уничтожения плодородного слоя почвы, такой, как посадка на крутых склонах и берегах рек лесных насаждений (чтобы гумус не смывало), игнорируется властями в условиях, когда земля принадлежит частному владельцу. А принятые летом прошлого года правила сохранения и содержания лесополос совершенно неэффективны.

Соответственно, и за деятельностью агрохолдингов никто следить не собирается. Так что украинские черноземные угодья, в том числе и те, которые вскоре начнут продавать за бесценок международным компаниям и транснациональным корпорациям (вернее те, которые еще остались не в распоряжении зарубежных дельцов), со временем действительно будут стоить столько, сколько за них заплатили. И не беда, что в Евросоюзе уже давно пришли к выводу, что все страны третьего мира, которые занимаются производством того же рапса, доходят до крайнего обнищания из-за подорожавшего продовольствия, а в Австрии, Польше и Греции вообще запрещено выращивать эту культуру.В Киеве так далеко не глядят, хотя уже сейчас очевидны недвусмысленные знаки грядущих проблем: в 2020 году, например, аграрное производство впервые за 26 лет упало на 11,5% при стремительном росте цен на дары природы.