Как в Чернобыле вычисляли иностранных шпионов
Отдел информации

Как в Чернобыле вычисляли иностранных шпионов

В России раскрыли неожиданную версию катастрофы на ЧАЭС
В канун страшного юбилея, 35 лет прошло со времени страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), генерал-майор ФСБ России в отставке Анатолий Ткачук, который в свое время был начальником оперативной группы КГБ СССР по войскам чернобыльской зоны, раскрыл неожиданную версию взрыва. По его словам, сразу после аварии на ЧАЭС хлынули толпы иностранных агентов и завербованных граждан СССР, чье подозрительное стремление явно «бросалось в глаза». Неожиданной, но очень серьезной версией происшествия на ЧАЭС стал теракт. В СССР внимательно подошли к изучению такой возможности, хотя позже стало понятно, что дело в действиях персонала четвертого энергоблока, которые привели реактор в состояние, когда взрыв был неизбежен.
Между тем, иностранные разведки активизировались в стремлении, используя агентов из числа завербованных граждан СССР, получить информацию о том, что происходит в районе Чернобыльской АЭС после аварии 1986 года, каковы причины катастрофы и как действует государственная система СССР, ликвидируя последствия случившегося. Однако советские спецслужбы выявляли тех, кто пытался добыть и передать эту информацию за рубеж.
«Одновременно в Чернобыле были задействованы несколько десятков тысяч военных. Причем как кадровых, так и призванных из запаса. Также в районе атомной станции работали закрытые институты, конструкторские предприятия, оборонные предприятия. Представьте, какая была просто невероятная концентрация в одном месте носителей совершенно секретной, разнообразной информации и техники, которые в обычной обстановке были разбросанные по разным местам и надежно скрыты за барьерами на закрытых территориях, к которым чужие разведки не могли подобраться… И вот надо было всех этих людей закрыть от подходов к ним зарубежных разведок. Кроме того, надо было зачастую в полевых условиях обеспечить сохранность огромного количества разных секретных документов», – цитирует РИА Новости Анатолия Ткачука.
Иными словами, работы хватало, поскольку помимо кадровых сотрудников иностранных разведок, которые под видом ученых и журналистов ломились в страну, советским спецслужбам приходилось нивелировать проникновение в район атомной станции их агентуры, то есть завербованных советских граждан. При этом требовалось пресечь все попытки вывезти за пределы чернобыльской зоны разные предметы, материалы, интересовавшие иностранные разведслужбы. «Мы внимательно изучали материалы на тех, кто приезжает в Чернобыльскую зону. Кстати, тоже ведь громадная и кропотливая работа. Так вот, бросалось в глаза, что некоторые люди инициативно и как-то уж очень настойчиво писали рапорты с просьбой направить их в Чернобыль. Мотивировали это повышенным окладом, дополнительной выслугой лет. Мы присматривались к этим людям и, оценивая их биографию и личные качества, видели, что их интерес к Чернобылю явно управляем», – вспоминает Анатолий Ткачук, который добавил, что утечек информации спецслужбы не допустили. При этом был накоплен уникальный опыт, как в таких экстремальных ситуациях данные могут быть получены сторонними лицами, и как этому противодействовать.