«Инфодемия» и беспощадный троллинг
Борис Джерелиевский

«Инфодемия» и беспощадный троллинг

Один из главных действующих персонажей ковидной эпопеи — глава Роспотребнадзора Анна Попова объявила, что Россию помимо пандемии терзает еще и «инфодемия».

«Если мы научились и понимаем в определенной степени, как управлять процессом эпидемическим, новая угроза сегодняшнего дня, связанная с эпидемическим процессом, — это процесс инфодемии, процесс, когда вводят в заблуждение граждан ложными сообщениями, ложной информацией», - пояснила Попова представителям СМИ в ходе III Международной научно-практической конференции «Глобальные угрозы биологической безопасности. Проблемы и решения».

С чиновницей трудно не согласится — информационная кампания по запугиванию населения и манипуляцией общественным сознаниям, набрала невиданные обороты. Чего стоят одни противоречивые заявления Оперативного штаба, со стремительно сокращающимся перечнем противопоказаний к вакцинации. Взять хотя бы следующее обстоятельство, озвученное в эфире программы «Шафран» на «Царьграде». Дело в том, что вакцинация в первые дни после укола часто ослабляет иммунитет, при этом отпуск или самоизоляция людям для того, чтобы «перележать опасные дни» не предусмотрены.

Напротив, привившихся буквально подталкивают посещать рестораны и другие «КОВИД-фрай зоны» с QR-кодом. Это было подтверждено доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым, который констатировал, что иммунитет к коронавирусу формируется только через несколько недель после 2-й прививки, при этом доступ в заведения общепита и другие места гражданам предоставляют уже после 1-го этапа вакцинации.

Также можно предположить, что многие с ослабленным иммунитетом, но с вожделенным «КОВИД-паспортом», немедленно отправятся на зарубежные курорты собирать новые штаммы, благо выезд в Турцию и другие места разрешен практически синхронно с началом принудительной вакцинации.

Эти факты не являются тайной, и потому у людей возникает сомнение, что власти руководствуются исключительно заботой о здоровье населения.

Политолог Сергей Михеев, например, считает, что принуждение и запугивание вызовет только недовольство. Он отмечает, что одной из причин недоверия населения людей к прививочной кампании является «перенакачанная информационная кампания»: люди не видят вокруг себя того, о чем твердят в телевизоре. По поводу законности и легитимности принуждения к вакцинации он описал происходящее так: «Вот вспоминают советское время и говорят, что всем вкалывали и никого не спрашивали. Точно, вкалывали, не спрашивали. Но ситуация отношений государства и населения была совсем другой…

… Да, государство принуждало. Но был негласный договор. Человек знал, что без работы его не оставят, жилье ему дадут. Если у него есть дети, минимум раз в году они съездят отдохнуть. А сейчас договор в чем состоит? На тебе удочку — и иди нахрен, как говорил Гайдар», - рассказал Михеев на «Вести ФМ».

Вдобавок к угрозам и давлению, которые обрушили на граждан столичные и некоторые региональные власти, добавились удивительные репризы человека, «несущего пургу», как обозначил своего пресс-секретаря Президент Владимир Путин.

«Неважна позиция президента по ревакцинации. Главное — что говорят производители вакцин, изобретатели вакцин и медики, которые имеют доступ к big data по по вакцинированным и к той ситуации, что происходит с антителами», - огорошил аудиторию Дмитрий Песков, четко тем самым обозначив, как указал политолог Максим Жаров, заинтересованность вакцинного лобби в нагнетании паники и истерии вокруг вакцинации.

Но это заявление было так, для затравки. Дальше из уст пресс-секретаря главы государства последовал жесткий троллинг. 22 июня, в День Памяти и Скорби, в 80-ю годовщину нападения нацистской Германии на нашу страну, он заявил о неизбежности и, соответственно, оправданности дискриминации людей в нашей стране. Если он не улавливал символизма в выборе этой даты, то едва ли он является профпригодным.

Дмитрий Песков решил ответить на весьма осторожную критику омбудсмена Татьяны Москальковой, заметившей, что принимаемые меры по принудительной вакцинации, уже «расползаются» не только на работников сферы услуг, но и, вообще, на всех работающих, а также нарушают права тех, кто не может или не хочет вакцинироваться.

«Реальность такова, что дискриминация неминуемо наступит. Люди без иммунитета и без прививки не смогут работать на всех участках. Это невозможно. Это будет представлять угрозу для окружающих», - ответил «несущий пургу», как будто не понимая мысль Москальковой о «потерянной дифференциации» категорий граждан, которых собираются принудительно вакцинировать.

Своим заявлением Песков немедленно вызвал ассоциации не только с гетто и желтыми звездами, как довольно отважно показал актер Егор Бероев, но и с «позитивной дескриминацией», продвигаемой на Западе в отношении законопослушных представителей европейской расы, придерживающихся традиционных ценностей.

То есть принудительная вакцинация перестала быть вопросом, собственно, медицинским и сместилась в плоскость правовую и нравственную. Люди, за небольшим исключением, не ставят под вопрос факт пандемии и необходимость вакцинации. Однако действия властей и их информационные усилия по продвижению этого мероприятия вызвали вполне обоснованные сомнения, как в эффективности существующих вакцин, так и в подлинной мотивации «вакцинаторов». Кроме того, люди шокированы тем, как власть с ними поступает, буквально ломая через колено.

И упомянутый Песков как будто специально подливает масло в огонь. Вместо того, чтобы постараться успокоить встревоженных людей, он буквально глумится над ними, заявляя, что принудительная вакцинация, на самом деле, добровольная, поскольку не желающие вакцинироваться могут уволиться.

«Мы с вами уже говорили, что если в сфере услуг работает москвич и он должен сделать прививку, и он принял для себя решение эту прививку не делать, он просто должен перестать работать в сфере услуг. И если он хочет, он будет искать себе работу в другом месте, которое не связано с теми областями, где вменяется обязательное наличие прививки», - заявил Песков, совершенно игнорируя тот факт, что в реальности, как заметила Москалькова, «дифференциация потеряна», и вакцинироваться требуют и от работников, далеких от сферы услуг, а также от желающих пользоваться общепитом и общественным транспортом. Но выбор есть и тут — могут есть дома или не есть вовсе, ходить пешком или не ходить никуда. И, наконец, могут просто «самоликвидироваться», чтобы «не создавать угрозы окружающим». Впрочем, «несущий пургу» к этому пока не призывает, но варианты «выбора», по его мнению, имеются. Неужели именно такую «добровольность» имел в виду Президент, или его пресс-секретарь попросту «подставляет»?

Можно не сомневаться, что подобный способ общения с людьми не вызовет ничего кроме раздражения, озлобленности и еще большего недоверия. Очевидно, что Собянин, Попова, Песков и ряд других чиновников сделали практически все не только для дискредитации массовой вакцинации, но и для окончательного подрыва доверия к власти и формирования протестных настроений. Пока они ограничиваются открытыми письмами и флэш-мобами вроде того, что повел Егор Бероев, но что будет, когда власть от угроз перейдет к реальным репрессиям и дискриминации?