Диагностика топливной аппаратуры дизельных двигателей: ТНВД и форсунок
Отдел информации

Диагностика топливной аппаратуры дизельных двигателей: ТНВД и форсунок

Чтобы снизить расход топлива, обеспечить устойчивость работы двигателя, необходимо своевременно выполнять диагностику топливной системы, проводить профилактические и ремонтные работы ТНВД и форсунок. Именно с неисправностями этой системы связано почти 70% отказов дизельных моторов. Согласно расчетам специалистов, дизельный мотор, установленный на большегрузах, тракторах, другой тяжелой технике, потребляет топлива в среднем в течение года на 2-3 т больше, что приводит к увеличению количества вредных выбросов: выброс СО увеличивается от 100 до 150 кг, выброс СН вырастает от 30 до 50 кг.

Основными причинами, вызывающими неисправности дизельных агрегатов, являются:

  • несвоевременное выполняемое ТО;
  • выполнение технического обслуживания специалистами низкой квалификации;
  • неправильные режимы эксплуатации дизеля;
  • использование ГСМ низкого качества;
  • естественный износ комплектующих мотора.

Регулярно выполняемые диагностические мероприятия с оперативно проведенным техобслуживанием позволяют заметно уменьшить потери топлива и при этом на 15-20% увеличить срок эксплуатации дизеля. Если своевременно обнаружить и устранить такие неисправности даже одной форсунки как, к примеру, раскоксовка распылителя, промыть ее, притереть, отрегулировать давление, то экономия топлива за 10 000 км пробега составит от 10 до 15 кг.

При нормально работающей системе подаче топлива дизтопливо подается бесперебойно и хорошо распыляется в цилиндре. Качество работы насоса и форсунок во многом определяется и качественными показателями топлива (его вязкостью, наличием либо отсутствием воды и механических включений). А качественные характеристики работы топливной системы напрямую влияют на мощность мотора и его экономичность.

Необходимо своевременно выполнять профилактику топливной системы: промывать, испытывать и регулировать насос и форсунки. Благодаря этому удается оттянуть ремонт дизельной топливной аппаратуры как можно дольше.

Сроки проведения техобслуживания дизельного агрегата

Правилами технической эксплуатации регламентированы сроки выполнения контроля ТНВД и форсунок. В случае необходимости проводятся восстановительные работы и последующая регулировка системы. Например, для ТНВД крупных дизельных агрегатов такие работы необходимо выполнять каждые 4-6 тысяч час., для форсунок сроки меньше — через каждые 600-1000 час. А вот для высокооборотных дизельных агрегатов эти сроки сокращаются вдвое-втрое.

Мелкое распыление подающегося в цилиндр дизтоплива достигается благодаря большому давлению распыления. А высокое давление обеспечивают небольшие размеры зазоров, существующих между плунжером и втулкой насоса, их размер может составлять от 1 микрона до 3 микрон. Но такое простое решение вопроса в то же время является и минусом ТНВД, поскольку по мере износа зазор увеличивается, тем самым снижается плотность плунжерно-втулочной пары, а это приводит к уменьшению развиваемого давления. Именно по этой причине основным мероприятием контроля, которое позволяет определить, возможна ли дальнейшая эксплуатация, является как раз контроль показателя плотности прецизионных пар насоса и форсунки.

Диагностика форсунок

Форсунка — элемент, производящий впрыск дизтоплива в камеру сгорания дизеля. Нередко владельцы дизельных автомобилей считают причиной проблем ТНВД, но на практике данное мнение не всегда подтверждается. Форсунка является конечным компонентом топливной аппаратуры, дизтопливо в нее поступает под высоким давлением. Именно форсунка определяет качество работы дизеля.

При падении давления открытие форсунки произойдет раньше. Итог — возможное появление черного дыма. При повышенном давлении открытия, наоборот, открытие произойдет позже, а это вызовет появление белого дыма.

А сейчас представьте себе, что форсунки были отрегулированы под различное давление. Несмотря на то, что предварительный угол впрыска выставлен вами в полном соответствии с технической документацией, в работе двигателя наблюдаются перебои, по непонятным причинам появляется дым то белого цвета, то, наоборот, черного. В чем причина? Открытие одних форсунок происходит позже, а других — раньше. И регулировка угла впрыска дизтоплива не принесет положительного итога.