Смерть украинских железных дорог
Даниил Безсонов

Смерть украинских железных дорог

Население ждёт космический рост тарифов

Украинские железные дороги в последние годы уж точно не радовали своих пользователей европейским сервисом, чистотой вагонов и качеством перевозок. «Укрзализныця» в последнее время фигурировала в СМИ исключительно в резонансных новостях – коррупция, сумасшедшие зарплаты управляющих госкомпании, жалобы «звёзд» на обслуживание и сервис, видео в Сети с полусгнившими вагонами и многое другое. При этом Зеленский обещал сделать «УЗ» флагманом украинской экономики. В итоге, именно при Зеленском «Укрзализныця» стала настоящим аутсайдером, с множеством проблем и необновляемым парком техники. Что готовит «УЗ» своим клиентам уже в ближайшем будущем? Улучшение качества обслуживания? Смену руководства? Нет! На Украине возрастёт стоимость железнодорожных перевозок, причем существенно.

Так недавно в украинском министерстве инфраструктуры заявили о том, что «Укрзализныця» повысит тарифы на грузоперевозки. Уже в ближайшее время тарифы возрастут на 30%, и это не окончательный рост – в 2023 году стоимость грузовых перевозок на украинских железных дорогах составит более 150% от нынешней стоимости. Однако, если простые украинцы думают, что по их карманам это не ударит и дело ограничится только подорожанием грузоперевозок, то это не так – параллельно возрастут тарифы и на пассажирские рейсы.

Украинский крупный бизнес после подобного удорожания перевозок потеряет много денег. Однако и это ещё не всё. «Укрзализныця» планирует передать в концессию (вид договора о создании/реконструкции за счёт инвестора объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, в результате чего бизнесмен получит возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу и на своё усмотрение) сразу 11 зданий железнодорожных вокзалов. То есть там могут появиться частные магазины, супермаркеты, ночные клубы и так далее.

Всё это свидетельствует уже не о глубоком кризисе украинской железной дороги, а о её мучительной смерти. Частные украинские компании, занимающиеся грузовыми перевозками, с таким темпом роста цен «Укрзализныци», легко могут выдавить её с рынка. Так что заявления топ-менеджеров УЗ о том, что это поможет железной дороге развиваться, не соответствуют действительности. Но вряд ли это интересует людей, которые получают по полмиллиона гривен в месяц официальной зарплаты. И это только зарплаты у топ-менеджеров такие. А сколько ещё они уносят чемоданов денег с предприятия на коррупционных схемах?

Только представьте, до чего довели «УЗ» за последние годы: 31% железнодорожных магистралей нуждаются в капитальном ремонте, уровень износа грузовых вагонов составляет более 90%. Через пару лет каждый третий грузовой вагон нужно будет списать. По сути, сейчас вся «Укрзализныця» – это груда металлолома. И с каждым годом ситуация становиться только хуже и хуже. Плюс ко всему идёт серьезное сокращение, планируется уволить половину работников «УЗ» от текущего количества. Где будут работать все эти люди?