Связь времен
Даниил Безсонов

Связь времен

День освобождения Донбасса в контексте неоконченной войны

78 лет назад Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Город был оккупирован немцами с 1941-го года по 1943-й. Эти несколько лет в регионе царил оккупационный ужас – тысячи невинно убитых, замученных людей, заполненные трупами шурфы шахт. Ужасающие истории можно услышать от местных краеведов. Вот хотя бы про шахту 4/4 БИС, в шурф которой сбросили более 75 тысяч тел – второе по массовости захоронение жертв фашизма после Бабьего Яра. И это всё не выдумки. Это наша история. Кровавая, тяжелая, ужасающая. Только Бабий Яр у всех на слуху, а кто знает про шахту «4/4 БИС»? За пределами Донецка практически никто. Да и в самом Донецке, поверьте, не все.

О таких фрагментах истории почему-то массово вспоминают, когда беда постучится в двери. А что, если бы истории уделялось больше времени, внимания, важности? Может, тогда бы люди действительно железобетонно озвучивали свою общественную позицию? Почему молодежь шла на Майдан, вступала в «Свободу», Нацкорпус, Правый Сектор и так далее? Они же там не все потомки бандеровских недобитков. Далеко не все. Так почему же? Бунт против системы? Так этой системы уже и не было. Или незнание истории? В том числе истории своих семей?

В 2014-м для нормальных людей, адекватно подходящих к постановке вопроса, выбор стоял не за/против Януковича. На него в определенный момент стало всем абсолютно плевать. Речь не шла о «Партии Регионов». Речь шла о самоидентификации себя в пространстве, истории, мире. Политики, олигархи, чиновники Украины – это всё налёт истории, но не её суть. Антимайдан был не за каких-то определенных лиц, война на Донбассе тоже с самого начала в себе скрывала просто тектонический разлом украинского общества.

Почему так произошло? Не добили бандеровцев в середине прошлого века? Да, не добили. Но самое главное – с их потомками не провели идеологическую работу. И не только с ними. Со своими потомками не проводили никакой патриотической работы. Убрать из общества идеологию, то, что может сплотить массы, пусть даже и ради какого-то мифического идеального будущего, и получится то, что получилось. Как могли пойти воевать на Донбасс те, чьи семьи никак не были связаны с бандеровским подпольем десятилетия назад? Верность присяге? Если бы верность присяге, то после государственного переворота преступные приказы бы не выполняли.

На Донбассе столкнулись два времени. Героический путь ополчения прошел по тем же тропинкам, что и бойцы Красной армии. Бились за те же высоты, что многие десятилетия назад. Вспомнить хотя бы бои на Саур-Могиле. Почему? Может для того чтобы сделать правильные выводы? Как так случилось, что победив в Великой Отечественной, мы спустя столько лет воюем уже против тех, чьи деды вместе с нашими бились плечом к плечу? Сложный вопрос? Нет, не сложный. Война идёт не только и не столько на поле боя. Она идёт против истории – за умы и души. В 90-е, на просторах постсоветских республик, образовался идеологический вакуум, и наши враги начали заполнять этот вакуум русофобией. И сейчас мы вернулись на те же позиции, что и во времена переломных моментов Великой Отечественной – Донбасс отбили, но нужно идти и дальше…