Татарский феномен
Владлен Татарский

Татарский феномен

Межнациональные отношения в дореволюционном Донбассе

Заканчивая серию статей по национальному вопросу, переходящую в национальную безопасность, хотелось бы рассказать о примере Донбасса.

С началом бурного развития промышленности в наш край стали съезжаться люди со всей Российской Империи. Костяк шахтёров и металлургов составляли бывшие русские крестьяне. Местные жители, которых называли “хохлы”, неохотно шли работать в шахту и на другие опасные профессии. Появились бельгийские, французские, немецкие и английские инженеры. Где деньги, там и те народы, которые любят и умеют торговать – евреи, армяне и татары. Охрана шахт состояла из кавказцев, так как те более решительно пускали в ход оружие и не воровали.

Татары жили компактно, не нарушая своего уклада. У нас в Макеевке это был район Нахаловки, которая долгое время делилась на цыганскую, татарскую и русскую. В Донецке местом проживания татар стал поселок шахты Октябрьская, который постоянно мелькает в сводках об обстрелах со стороны ВСУ. Не удалось найти информацию, была ли в моей Макеевке мечеть до революции, но имам у татар был точно.

В различных воспоминаниях о жизни на Донбассе до революции мне не удалось найти ни одного упоминания о крупном конфликте на межнациональной или религиозной почве в наших краях. Мои предки-татары приехали в Макеевку в 1909 году. Я ни разу от своего деда (он родился в 1929 году) не слышал о какой-либо вражде между русскими и татарами. Казалось бы, почему? Нет, ну с цыганами всегда были проблемы, однако это всеми всегда воспринималось как неизбежность, типа засухи или проливных дождей, да и появились они позже, где-то в 50-е годы, когда советская власть усложнила им кочевую жизнь.

Думаю, что причина отсутствия межнациональной напряженности между людьми разных национальностей и верований крылась в естественном взаимном уважении. Татары не устраивали национальных танцев посреди города, мешая остальным, не устраивали скачек на конях по улицам, не создавали подпольные террористические ячейки, а просто жили и работали. Женщины-татарки хиджаб не носили, а ходили в обычных платках, как и русские женщины того времени.

В Гражданскую войну татар мобилизовывал каждый, кто на тот момент был властью в городе. В этой русской смуте наши донецкие татары были пассивны. Как правило, они дезертировали из войска, если оно отступало из Макеевки. Может, тогда и родилась поговорка: “Нам, татарам, что бежать-наступать, что бежать-отступать”. Но в Великую Отечественную всё было по-другому. Никто из них белого коня Гитлеру не готовил и массового коллаборационизма, как у некоторых южных народов, тоже не было.

К чему это я рассказал? К тому, наверное, что “проблема мигрантов” точно не является плодом какого-то русского шовинизма или необоснованной неприязни.