Темпы сдачи жилья в Петербурге усугубляют проблему нехватки объектов социнфраструктуры
Алексей Недорезов

Темпы сдачи жилья в Петербурге усугубляют проблему нехватки объектов социнфраструктуры

В 2021 году в Санкт-Петербурге будет введено в эксплуатацию 3,2 млн кв. м жилья, что на 5% ниже прошлогодних результатов. Однако незначительное снижение показателей жилищного строительства в Северной столице не решит проблему дисбаланса с социальной инфраструктурой, созданного Смольным.


О планируемых объёмах жилых площадей в Петербурге рассказал вице-губернатор Николай Линченко. Изданию «Ведомости» чиновник заявил, что цифры оказались выше планового показателя, но ниже результатов 2020 года, когда было построено 3,37 млн кв. м жилья. По его словам, планируется дальнейшее снижение показателей жилищного строительства, а ввод жилья в эксплуатацию якобы сократится через 2 года. В настоящее время в городе строится 13 млн кв. м жилых площадей.


Фактически темпы строительства и сдачи жилья в Санкт-Петербурге сохраняются приблизительно на прежнем уровне, хотя в городе по-прежнему остро стоит проблема нехватки объектов социальной инфраструктуры. В текущем году в Северной столице наблюдается дефицит детских садов, школ и медицинских учреждений. В Смольном при этом принимают малоэффективные меры для устранения дисбаланса между введенным в эксплуатацию жилищным фондом и социнфраструктурой. Несмотря на заключаемые с представителями бизнеса контракты для возведения необходимых объектов, темпы их сдачи, в условиях продолжающейся жилой застройки, критически отстают.


Этот дисбаланс сформировался ещё в начале нулевых, когда профильные комитеты и ведомства Смольного одобряли проектную документацию и выдавали разрешения на возведение жилых комплексов без условия нормативного строительства социальных объектов. Со временем проблема усугубилась, и сегодня чиновникам необходимо искать пути выхода из сложившегося положения. Как свойственно Смольному, решение было найдено путём перекладывания ответственности на застройщиков.


Так, глава Комитета по строительству Игорь Креславский выступил с идеей запретить на уровне городского законодательства выдачу разрешений на строительство ЖК без полной их обеспеченности всеми необходимыми объектами социальной инфраструктуры. Инициатива была согласована и поддержана вице-губернатором Линченко, а позже и губернатором Александром Бегловым. В связи с этим застройщикам придётся брать на себя дополнительную нагрузку, что может привести к серьёзным изменениям на рынке недвижимости города.


Проблема заключается в том, что стоимость детских садов, школ и других объектов при подготовке проекта строительства будет закладываться в себестоимость жилых комплексов. Соответственно, это повлияет на ценообразование и повлечёт за собой резкий рост стоимости жилья. Именно такая ситуация сложилась в Краснодарском крае, где аналогичный запрет был закреплён в местном градостроительном законодательстве.


В экспертном сообществе неоднократно говорили, что более рациональным решением проблемы мог стать имеющийся у Смольного инструмент государственно-частного партнёрства (ГЧП), который удобен, как инвесторам, так и городу.


Однако этот механизм, как писали СМИ, практически не используется ввиду низкой эффективности инвестиционного блока, работу которого курирует вице-губернатор Максим Соколов. В рамках реализации проектов ГЧП город мог получать социальную инфраструктуру опережающими темпами, а представители строительного бизнеса — стабильный заказ. Но городские власти заинтересованы в реализации схемы «безвозмездного строительства» и экономии бюджета. Такая политика не способствует решению проблемы дисбаланса, а низкие темпы снижения показателей жилищного строительства указывают на то, что в ближайшие годы этот вопрос не потеряет актуальность.