Люди как люди
Александр Гончаров

Люди как люди

Чему нас может научить кино

Обычный человек очень ценит свою обыденную жизнь, а потому и называется обывателем. Это слово в устах некоторых политических борцов часто звучит как презрительная кличка, но это от того, что они считают себя выше привычек и традиций народа. Однако, если угодно, благодаря обывателям — средним людям все человечество, включая гениев и сумасшедших, героев и подлецов и может существовать. Обыватель рожает детей, пасет баранов, изготавливает детские игрушки, собирает на конвейере автомобили и даже помогает ученым мужам запускать ракеты в космос. И, в конце концов, обыватель — не приговор, не бедность души или разума, не характеристика нравственности, греховности, да и много еще чего, а всего лишь состояние человека в данный, настоящий момент его земного бытия. Когда нечто неожиданное вторгается в судьбу обывателя, он переходит в другое состояние, в котором найдется место и любви, и вере, и подвигу, а благородные человеческие чувства, полученные нами в дар от Творца мира, перевешивают голый расчет, предательство и хамство.

Именно об этом рассказывается в двухсерийной кинокартине «Кин-дза-дза» режиссера Георгия Данелии, монтаж которой был завершен в октябре-ноябре 1986 года, то есть 35 лет тому назад.

Люди как хоббиты

«В земле была нора, а в норе жил хоббит. Нора была вовсе не грязная и совсем не сырая; не копошились в ней черви, не лепились по стенам слизняки, нет — в норе было сухо и тепло, пахло приятно, имелось там на что присесть и что покушать, — словом, нора принадлежала хоббиту, а стало быть, само собой, была уютной во всех отношениях», - так начинается знаменитая сказка Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». Хоббиты — типичные обитатели-обыватели волшебно-магического Средиземья, умеющие работать, любящие повеселиться и что-нибудь пожевать вкусненького в часы досуга.

Главный герой «Кин-дза-дзы» прораб Владимир Николаевич Машков (актер — Станислав Любшин) неуловимо напоминает хоббита Бильбо Бэггинса, но не фигурой, ростом или шерстистостью ног, а поведением, разве что покуривает не трубочку, а сигареты. Сюжет завязывается с того, что Машков возвращается домой, конечно, не в нору, а в уютную кооперативную квартиру на каком-то там этаже, и включается в ежедневную домашнюю жизнь. Но мыслями остается на работе, там трубу прорвало. Все у него в полном порядке, с его точки зрения. Супруга готовит ужин, сын-двоечник шляется во дворе вместо того, чтобы готовить уроки. Привычная текучка и толчея. На производстве наверняка он вполне уважаем, может его портрет висит на доске почета, а может и нет, что нашего прораба совершенно не волнует. Но если сотоварищи по работе, в силу авторитетности, его называют «Владимиром Николаевичем», то для жены он только «Вовка» (так обращаются к мягкому тряпичному медведю или нежданно-негаданно найденному, но ценимому теплому носку).

Автоматически прораб включает телевизор, где, наверное, в сотый раз крутится фильм «Котовский», раздается разудалая песня из времен Одессы периода гражданской войны: «Мама, мама, что мы будем делать…». Машков закуривает и бросается к телефону (надо же выяснить, что там с несчастной трубой). Но «вторая половина» просит Вовку сходить в магазин и купить макарон, ибо она забыла. Делать нечего, вяло и лениво прораб отправляется к ближайшей торговой точке. И ход его жизни кардинально меняется, останется лишь потом сказать: «Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти… макароны…»

Машков встречает студента-грузина Гедевана, мечтавшего поступить в МГИМО, но удовольствовавшегося Ивановским текстильным институтом, который тоже спешил по своим делам (ему надо было скрипку отдать музыканту, забывшему инструмент в Грузии), однако отвлекся на человека, объявившего себя инопланетянином, но одетого в тряпье из мусорного бака.

Попытка разобраться приводит к тому, что прораб и грузин со скрипкой моментально переносятся в галактику Кин-дза-дза на планету Плюк.

Люди как скот

Вы не бывали на Плюке? Не попадали туда. И хорошо. Плюк — планета без рек, озер, морей и океанов. Всю воду перевели на горючее — луц. А леса и прочую растительность пустили для нужд производства. Дикие скалы, плоскогорья, да невыносимый песок — вот вам и весь ландшафт Плюка. Люди предпочитают жить под землей, в подземных городах, тоннелях и шахтах, построенных предками. Да и нравы здесь царят почти как в аду. Все Божии заповеди вывернуты на изнанку, грех же — почти доблесть. Ложь царит во всем. Лгут и словами (язык примитивен, этак слов 20 есть в обиходе, главное слово — «ку», главное ругательство — «кю» и на все случаи жизни) и мыслями: «Какой дурак на Плюке правду думает?.. Абсурд!».

И как же верны слова преподобного Максима Грека, писавшего, что «…бессловесные страсти и пожелания своей души — ярость и гнев и беззаконный плотские похоти — [надо] всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества…». Скотский образ жизни доминирует у населения чужой планеты.

На Плюке процветает расовая сегрегация. Два народа: чатлане и пацаки ничем не отличаются друг от друга, но если поднести специальный прибор — визатор к пацаку, то загорится зеленая лампочка, если к чатланину, то оранжевая. Чатлане — господа, даже, если нищие, пацаки — холопы, должны носить в носу особый колокольчик — цак, приседать (делать «ку») перед чатланами, иногда носить намордник, если передвигаться на подземном транспорте, то в отдельной вагонетке, ежели актерам из пацаков доведется выступать перед чатланской публикой, то исключительно в клетке.

Откуда прораб «дядя Вова» и Гедеван, прозванный «Скрипачем» это все узнали? Да от первых же встречных на Плюке — незадачливых певцов: пацака Би (актер – Юрий Яковлев) и чатланина Уэфа (актер — Евгений Леонов), ставших их постоянными спутниками.

От предков, обитателям галактики Кин-дза-дза досталась техника, которая землянам и не снилась. В фильме показан «пепелац» — несуразный космический корабль, могущий передвигаться и в атмосфере, и между звезд, имеется и страшное оружие — «транклюкатор», которым можно распылить человека и уничтожить астероид до праха. Но ничего плюкане уже ремонтировать почти и не в состоянии, ибо знания потеряны, а люди живут подобно зверям.

Культура Плюка — это… полное бескультурье. Песни «Мама, мама, что мы делать будем» и «Мыла Марусенька белые ножки» становятся шедеврами, а вот шлягер «Незнакомцы в ночи» («Strangers in the Night») Фрэнка Синатры приобретает элитарность и оказывается приятен толькоодному«эцилоппу»—представителю власти.

Власть на Плюке творит произвол ежедневно. А в правительство не пожалуешься: «К правительству лететь — гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете живёт… родной».

Люди как боги

Владимир Машков и Гедеван «Скрипач» выживают в реальности кошмара. Прораб показывает и решительность, и верность дружбе, и готовность пожертвовать собою ради ближнего своего. Молодой студент постепенно начинает следовать за Машковым и тоже обретает способность преодолевать не только трудности, но и самого себя.

Да что там говорить, бессовестные инопланетяне Би и Уэф, после контакта с землянами становятся немного добрее. И совесть просыпается. Би и Уэф решаются доставить наших соотечественников на планету Альфа, оттуда на Землю отправляют добродетельные хозяева.

Впрочем, «добродетель» альфиан оказывается насквозь лживой. Землян они готовы отправить домой, а вот плюканам предуготована участь превратиться в кактусы. Правитель Альфы Абрадокс (роль играет сам Данелия) с лицом философа считает, что так лучше будет для Уэфа и Би, отягощенных страстями. И никто у плюкан спрашивать о желании не собирается. Альфиане присвоили себе право богов распоряжаться иными судьбами. Они поражены гордыней. А поэтому перед нами сатанизм высшей пробы, а цветущая и экологически оберегаемая Альфа многократно хуже загаженного Плюка. У плюкан все-таки остаются минимальные шансы повернуться к Богу, у альфиан они отсутствуют, ибо гордыня стала их естеством.

«Дядя Вова» и «Скрипач» отказываются возвращаться на Землю ценой сдачи Би и Уэфа на расправу Альфе. Абрадокс «гуманно» поворачивает время вспять. И наши герои опять обретают под стопами почву Плюка. Появляется их первый знакомец — путешественник по Вселенной и возвращает их назад. Би и Уэф добровольно остаются на Плюке, но забыть о приключениях с чужаками уже не могут.

Завершается фильм сценой встречи Машкова с Гедеваном. Они забыли друг о друге. Но по улице едет трактор с мигалкой, рефлекторно вспоминается Плюк, где эцилоппы носят на голове мигающие лампочки. Прораб и «Скрипач» по привычке приседают, приветствуя по-плюкански носителя власти. Ку! Прохожие не обращают на них внимания. Но Гедеван и Владимир узнают друг друга — обретают тихую радость встречи. Машков поднимает голову к звездам и до него через неизмеримое пространство доносятся слова песни Уэфа и Би: «Ку! Ку! Ку! Мама, мама, что я буду делать… Ы-ы-ы!» Эти строки звенят как молитва в обезбоженном мире. И как знать может Господь ее услышит. Ему не нужны буквы, слоги и предложения. Он читает наши сердца.