Неожиданные выводы комиссии по теракту в Беслане

Неожиданные выводы комиссии по теракту в Беслане

Парламент Северной Осетии накануне подвел итоги работы комиссии по расследованию теракта в бесланской школе №1. Как пишет сегодня газета "Коммерсант", председатель комиссии Станислав Кесаев не стал зачитывать весь доклад, ограничившись изложением его тезисов и комментариями. Комиссией был восстановлен порядок событий, начиная с девяти часов 1 сентября и заканчивая полночью 4 сентября.

При этом господин Кесаев фактически заявил, что главные вопросы, стоявшие перед комиссией, остались непроясненными. Между тем, забегая вперед, отметим, что в письменном проекте доклада на некоторые вопросы даны ответы, решительно расходящиеся с официальной версией прокуратуры. В частности, в нем утверждается, что трагическая развязка была спровоцирована двумя выстрелами извне.

По словам С.Кесаева, "без сомнения, захват школы в Беслане произошел в результате недоработки правоохранительных органов". При этом он, однако, опроверг информацию Генпрокуратуры, что "в Северную Осетию поступали сведения о том, что готовится нападение на Беслан". О работе оперативного штаба в докладе говорится, что "создавалось впечатление какой-то несогласованности", в том числе и с информацией о количестве заложников, передает РБК.

При этом С.Кесаев не озвучил причину первого взрыва в школе, за которым последовал штурм. "Та информация, которая представлена нам прокуратурой и МЧС, не позволяет с уверенностью верить в их объяснения его причин. Знаю, что назначены новые экспертизы, но почему эти действия назначены по прошествии года, тогда, когда появилась другая точка зрения? Нами было установлено применение гранатометов, огнеметов и танков. Почему-то первоначально это отрицалось, а теперь признается. Это настораживающий факт", - отметил докладчик. "В отчете прокуратуры сказано, что танки начали стрелять после 21 часа, в то время как в отчете МЧС написано, что как раз в это время они продолжали разминировать школу. Это не может не вызывать удивления. Создается впечатление, что каждое ведомство не хочет давать критичных оценок своим действиям", – продолжал господин Кесаев. "Кроме того, нет полной уверенности, что, когда стреляли танки, в школе не было заложников".

Кроме того, С.Кесаев не дал однозначного ответа, кто конкретно отдал распоряжение о штурме школы, отметив лишь неудовлетворительную работу силового штаба.

Зато поведение гражданских лиц в Беслане С.Кесаев оценил очень высоко. По его словам, люди проявили терпение и понимание. Они надеялись все эти три дня, что руководство совершает все действия на благо заложников. Не было совершено ни одного экстремистского действия.

"В свидетельстве о смерти дочери члена комиссии Олега Будаева написано, что она сгорела заживо. И если после такой формулировки меня призывают увидеть больше положительного, чем отрицательного, у меня на это просто не хватит совести! Все, что мы напишем в окончательном документе, направлено на то, чтобы подобное больше не повторилось, и если кому-то кажется, что деятельность комиссии – происки противников существующего государственного устройства, – это абсолютный нонсенс", - подчеркнул С.Кесаев.

Однако после выступления председателя комиссии североосетинский парламент принял решение отредактировать доклад. Доклад через двух членов федеральной парламентской комиссии, присутствовавших на вчерашнем заседании, был направлен ее главе Александру Торшину. При этом проект доклада решили в СМИ не публиковать, а местную парламентскую комиссию распустить.

Интересно, как отмечает газета, что в проекте доклада, в главе, посвященной причинам и обстоятельствам взрывов в школе №1, комиссия ставит под сомнение выводы следствия о том, что к трагедии привел случайный взрыв одной из бомб, установленных террористами в спортзале школы. По версии комиссии, детонацию зарядов в зале и последовавший за этим штурм инициировал выстрел из огнемета или гранатомета, с помощью которого силовики пытались нейтрализовать боевика, стоявшего "на кнопке", то есть оператора взрывных устройств.

Однако в выступлении С.Кесаева этот момент никак отражен не был. В "Выводах" письменного доклада отмечается только, что захват школы стал возможен из-за "неудовлетворительной деятельности силовых структур". При этом оценка их деятельности при освобождении заложников вообще не дана.

Напомним, что ранее С.Кесаев и члены его парламентской комиссии в основном поддерживали потерпевших от теракта, ставя под сомнение выводы следствия, критикуя работу оперативного штаба и оспаривая право силовиков на применение ими тяжелого вооружения при освобождении заложников.

Отметим, что родственники погибших и раненых в бесланской школе остались разочарованы итогами расследования, заявив, что выступление С.Кесаева не дало ответа на большинство важных вопросов.