Труба как военный фактор
Владлен Татарский

Труба как военный фактор

Когда экономические интересы дороже солдатских жизней

Поскольку войны ведутся не просто так, а ради каких-то целей, то логично, что жизнью солдат оплачивает не просто победу в битве, а цель, ради которой ведется война.

В новейшей истории России в ход боевых действий и тактику подразделений вмешивалась… труба. То газовая, то нефтепроводная. Например, Россия не могла более активно защищать Донбасс, пока “Северный поток - 2” не был достроен. Сколькими десятками, а может и сотнями убитых и раненых мы пожертвовали, выполняя суровый приказ: огня не открывать! Но тут хотя бы геополитика замешана, а ведь были истории куда более неприглядные.

Во время Первой Чеченской войны, 12 декабря 1994, на второй день ввода войск в республику, разведка чеченских боевиков обнаружила колонну сводного отряда 106-й воздушно-десантной дивизии и 56-й воздушно-штурмовой бригады. Было решено обстрелять колонну из установки “Град”.

Вертолётчики, патрулирующие район, своевременно обнаружили опасную цель и доложили командиру сводного отряда генералу Алексею Сигуткину. Тот разворачивает колонну по-боевому и приказывает вертолетчикам уничтожить цели. Однако, по правилам армейского абсурда, вертолёты подчиняются своему командованию в Моздоке. Тамошнее руководство докладывает командующему группировкой генералу Матюхину о вражеском “Граде”.

Генерал-полковник Матюхин в последние годы службы занимался тем, что разворовывал имущество армейских частей ГСВГ, которые собирались выводить. Украл даже каких-то раритетных бронзовых оленей, которые представляли культурную ценность. Немецкие правоохранительные органы возмутились. Пришлось оленей тайно вернуть на место. После доклада вертолетчиков Матюхин глянул на карту и увидел, что рядом с позицией “Града” проходит труба и запретил стрелять.

Как только вертолёты улетели, а следующая пара ещё не прилетела, чеченцы вывели “Град” чуть ли не на прямую наводку (по крайней мере, так утверждал командующий ВВ Куликов) и произвели залп.

Судя по воспоминаниям десантников, две БМД и два “Урала” были уничтожены, ещё одно БМД получило повреждения. Из 7 погибших – два полковника, в том числе начальник артиллерии 106-й дивизии.

Интересно, что в рядах боевиков находились российские и украинские журналисты. Такое вот было время. Один из украинских журналистов – Тарас Процюк, идейный националист, который наверняка сейчас снимал бы материал про то, как “террористы сами себя обстреливают”, но погиб в Багдаде 8 апреля 2003 года от прямого попадания из “Абрамса”. Какая ирония: Тарас всю жизнь работал на западные издания и погиб от рук своих господ.

Скорбеть о Тарасе мы не будем, а просто пожелаем, чтобы в будущем в нашей стране никакая труба больше не стала ценнее крови русских людей.