Слово на Крещение Господне
Алексей Сокольский

Слово на Крещение Господне

«Ни Бога, ни совести обмануть нельзя»

19 января (н. ст.) русские православные христиане празднуют Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник появился еще во времена ранней Церкви, когда ходили по грешной земле святые апостолы и «мужи апостольские».

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

На Русь празднование Крещения Господня пришло при святом равноапостольном князе Владимире. И здесь приобрело свой неповторимый облик…

Мороз, снег, освященные холодные воды иордани. Человек с крестом, резко выдыхая, опускается с головой в воду, затем выныривает, и крест в его руке горит яростным огнем под светом звезд, хотя с него и стекают ручейки.

Крещенская зимняя иордань может быть символом всей русской истории.

Русь приняла Господа, а Он поднял ее, помогая пройти все нашествия и испытания. Ни половцы, ни тевтоны, ни поляки, ни литовцы, ни татары, ни монголы не сумели остановить судьбу Руси, предначертанную ей самим Творцом всяческих.

Русь знала Бога, а Он знал ее. Русь подражала Господу, а Он спасал ее, когда казалось, что все потеряно, все порушено и разметено волнами истории.

Русь могла быть смиренной и воинственной, доброй и неуступчивой, мягкой и решительной, идя во след Христу.

В Крещение Господне мы вспоминаем, как сам Богочеловек пришел на реку Иордан, дабы принять водное крещение от величайшего пророка Иоанна Предтечи, но все-таки человека. И явилось знамение с неба, Дух Божий слетел в лике голубином и раздался глас Отчий: «Ты Сын Мой возлюбленный!».

Предвечный Господь Иисус Христос был смиренен и кроток, но это не означает, что преклонял колени пред грехом и злом. Не только принес Он мир, но и меч.

Сын Божий бичом изгнал торгующих в Храме, а споря с фарисеями откровенно называл их «лицемерами», «вождями слепых, отцеживающим комара, а верблюда поглощающим», «гробами повапленными», «порождениями ехидны».

Христос Бог совершенно не политкорректен и не толерантен. И Он не вписывается в каноны современного нам общества, преследующего праведность и защищающего право на грех.

Праздник Крещения Господня напоминает нам об этом. Христианство — не «толстовство». В нем есть мера и воинскому подвигу рыцаря, и обличению юродивого, и тихой смелости мученика. Оно диалектично, а не замкнуто в неких границах. Оно идет от Бога, а не от придумок людей, меняющих свои убеждения как перчатки.

Признавая себя христианами, русские старались уподобиться Христу, пусть это далеко и не всегда удавалось.

Священномученик Иоанн Восторгов писал: «Ни Бога, ни совести обмануть нельзя. Посему да умолкнет голос искушения, да умолкнет соблазнительный помысл. Мы крещены; мы получили в крещении величайшие и несказанные дары. С ними получили мы и величайшия права и величайшия обязанности.

Каковы же эти обязанности?

На этот вопрос образно отвечает песнь церковная: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!».

Уподоблялся Христу святой благоверный Александр Невский, громя шведов и «псов-рыцарей», но уподоблялся Христу и преподобный Серафим Саровский, говоря каждому, приходящему к нему: «Радость моя!»

Уподоблялся Христу и Александр Суворов, разя противника и восклицая перед строем: «С нами Бог! Он — наш генерал и нас водит!» Однако Христу уподоблялся и святой Паисий Величковский, уходя от мира и строя монашеское житие, сопровождаемое молитвой и безмолвием.

По степени уподобления Господу христианство делит всех людей на «рабов Божиих», «друзей Божиих» и «сынов Божиих». Христос пришел на землю, чтобы освободить людей из узилища смерти. В раю люди поддались соблазну, возмечтав стать «как боги», а Бог ведь им предназначил стать «богами», возлюбить Его и прийти к Нему.

Пока Русь-Россия следовала за Богом, она росла, крепла и расширялась. Но стоило только отказаться от Создателя, как пошли жесточайшие потрясения. Ведь соблазн революции 1917 года — это все тот же «райский» соблазн — быть «как боги», но без Бога.

В Великую Отечественную войну победили не атеисты или «толстовцы», а те, кто вспомнил Всевышнего, те кто, пусть и временно, двинулся по пути Святой Руси.

Наши нынешние беды состоят в том, что мы опять подобно древнему Израилю Бога отвергаем, а отдавшись поискам комфорта и материальных благ, лепим из себя все тоже — «как боги». До чего можно долепиться воочию показывает нынешняя Украина. Это пик торжества антибожия и псевдобожия. Нам не нужна эта дорога. Нас зовет за собой Крещение Господне. И от того, куда направим свои стопы здесь и сейчас, зависит и дальнейшее существование России и Русского мира — последней православной цивилизации на земном шаре.

«С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Услышите до последних земли: яко с нами Бог.

Могущии покаряйтеся: яко с нами Бог.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.

И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.

И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог».