Верните Россию моего детства!
Алиса Котенок

Верните Россию моего детства!

«Я не вижу русских лиц или вижу очень редко. Где русские?»

Помню, как в 93-м году, избегая холода и голода после войны с Азербайджаном, мы приехали в Россию. Ехали мы на поезде.

И в начале всё казалось забавным. Мы с братом прыгали на верхних полочках вагона, хотя неописуемо сложно было расставаться с бабушкой, дедушкой, с друзьями, а брату — особенно со своей любимой собакой.

Первый культурный шок мы пережили в школе. Я за год умудрилась не только выучить с нуля буквы, но и стать отличницей в конце года. Но всё было не просто. Знали бы вы, сколько тетрадей с двойками приходилось мне рвать и прятать, пока мама не узнала об этом и вместе с учительницей помогла мне встать на ноги!Слава Богу, это была единственная трудность, ну и, конечно же, тоска по родине.

Может у взрослых были и другие трудности, но у меня остались лишь тёплые воспоминания об этих двух годах, прожитых в Краснодарском крае: походы на балку, вкусные ягоды, гуси, которых я боялась больше чем собак, школьные мероприятия, где нас учили копать картошку, карнавалы.

Но особенно мне запомнился запах свежих пирожков, которые пекла наша соседская бабушка Люба. Она была особенная, как будто из сказки, всегда ухоженная, с платочком на голове, и сидела возле калитки. Я как-то зашла к ней в гости и была приятно удивлена чистотой и порядком в её доме: чистая сложенная постель, большие подушки, постель, покрытая покрывалом, а сверху красивым платочком. Полы были покрашены в ярко красный цвет. В тот день бабушка Люба угостила меня пирожками, и, поверьте, после этого я больше нигде не ела таких вкусных пирожков, которые, очевидно, были приготовлены не просто на масле, а на любви. К бабушке Любе летом приезжали внуки. И мы очень хорошее время проводили все вместе. Брат любил играть с дочкой нашего соседа-стоматолога, они были одноклассниками.

Знаете, это были времена, когда одной из самых важных задач взрослых было не только воспитывать, но и суметь передавать ценности, которыми они могли жить. Не было чужих детей, взрослые в первую очередь своим собственным примером показывали нам, как нужно жить, общаться, уважать, работать, учиться, любить... И тогда, в детстве, я и думать не могла бы о том, что когда-то всё это вдруг станет старомодным, отсталым, невостребованным.

…30 лет спустя я вернулась в Россию, которую всегда тоже считала своей родиной и верила, что, как у народов с христианским вероисповеданием, у нас очень много схожих ценностей.

…Сижу в парикмахерской, где стрижётся семилетний мальчик. И его бабушка говорит: «Знаете, сейчас среди ребят модно делать причёски как у «моргенштерна» (сатаноид — Прим. ред.), и ногти красят чёрного цвета». Парикмахер сразу же спрашивает у мальчика: «А тебе нравиться красить ногти?», на что он, слава Богу, отрицательно качает головой. Все вздохнули с облегчением.

Вчера иду по улице и вижу: идёт мать с сигаретой в руках, а рядом семенит, стараясь не отстать, ее 4-5-летняя дочь. «Где Россия моего детства?» - думаю про себя.

Если уж совсем честно, то на первой неделе, как я переехала в Москву, была в шоке. Через неделю не сдержалась и спросила у супруга: «Я не вижу русских лиц или вижу очень редко. Где русские?».

Поверите вы этому или нет, но я воспитывалась в среде, где мужчины при женщинах не ругаются матом (я уже не говорю о женщинах), а здесь с горечью хочу сказать, что это стало привычным образом общения, частью повседневного лексикона. Почти каждый день встречаю мужчин и женщин разного возраста, которые оскверняют свои уста. И думаю, а где же Россия моего детства? Улетела? Испарилась? Кончилась? В транспорте больше не вижу молодёжи, кто уступил бы своё место пожилым, не вижу людей с книгами — всё сгорбленные, отрешенные от действительности фигуры. Царство, простите за нерусское слово, гаджетов. И главное — здесь в столице России я очень редко вижу улыбающиеся лица. Улыбка — в «красной книге», как вымирающая птица. И очень больно видеть это…

Я не пишу эти слова, как осуждение, а пишу, потому что верю — у России есть особое предназначение. И как бы враг не пытался украсть и погубить, Россия может ещё жить, только соответствуя ценностям Царства. Но для этого нужно воспитывать поколение, которое уважает пожилых, покорно, проявляет доброту, заботу о ближнем, любовь к учению, манерам общения, словам благодарности, интересу к чтению, и, самое главное, любовь к Богу, чтобы дети брали пример не у какого-то сатаниста «моргенштерна», а у самого Христа.

Пусть Бог благословит Россию!