25 мая состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Событие это, безусловно, знаковое. Случилось так, что оно произошло на фоне волны «цветных революций» и прихода к власти в ряде стран СНГ прозападных элит, что, в свою очередь, дало веские основания говорить о существенном переустройстве всего постсоветского пространства и недалеком конце содружества.
Случись запуск нового нефтепровода в другое время, возможно, оценка была бы другой. Но сегодня контекст появления на территории нового нефтепровода такого масштаба, который связывает каспийские месторождения углеводородов и потребителей в Европе представляется именно таким.
Напомним, что главной экономической миссией нового 1770-километрового нефтепровода, обладающего пропускной способностью до 1 млн баррелей в сутки, как известно является транспортировка на запад основных объемов каспийской нефти. На это указывает и его полное название: «Основной экспортный трубопровод (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан».
Необходимо отметить, что с момента рождения у данного проекта была огромное количество скептически настроенных критиков, причем не только в России. Они указывали на то, экономическое обоснование нефтепровода не выдерживает никакой критики, и проект не может стать экономически привлекательным, а является акцией исключительно политической, профинансированной Вашингтоном, действующим исходя из стратегических целей на постсоветском пространстве. Действительно, изначально трубопроводный проект Баку-Тбилиси-Джейхан воспринимался большинством экспертов как лишенная экономического смысла антироссийская инициатива США, нацеленная на оттеснение России от выгодных каспийских контрактов и вывод из орбиты российского влияния государств Закавказья и Центральной Азии. Критика экономической целесообразности данного маршрута, звучавшая на протяжении почти десяти лет, основывалась на его высокой стоимости, отсутствии необходимых для его рентабельной эксплуатации объемов нефти и политической нестабильности районов Грузии и Турции, по которым должна пролегать «нитка» нефтепровода. Эти доводы выглядят весьма убедительными и признавались практически всеми. При этом сегодня, несмотря ни на что проект реализован, а оценки его экономических перспектив стали намного оптимистичнее. Что же изменилось?
Прежде всего, ситуация в СНГ в целом. Влияние России существенно уменьшилось, США - возросло. В ходе глобальной антитеррористическиой операции американцы надежно закрепились в Центральной Азии, полностью контролируют политическую элиту в Грузии и в значительной степени влияют на ситуацию в этой стране. Ситуация на юге Турции, связанная с сепаратизмом курдов, стала менее острой. Рекордно высокие цены на нефть также очевидно существенным образом повлияли на решимость организаторов проекта нефтепровода довести его до конца. Кроме того, к эксплуатации удалось привлечь Казахстан, располагающий самыми крупными запасами углеводородов на Каспии. Так, например, месторождение Тенгиз, расположенное в казахском секторе, по оценкам экспертам является по своему объему вторым в мире после месторождения Гафар в Саудовской Аравии. При этом известно, что Казахстан связан контрактами с Россией в том числе на прокачку нефти в Европу с использованием мощностей БТС (Балтийской трубопроводной системы) и российские компании безусловно надеялись, что смогут и дальше рассчитывать на транзит все возрастающих объемов казахской нефти. Вряд ли такой шаг Астаны был бы возможен еще несколько лет назад. Но сейчас после событий в Киеве, Тбилиси и Бишкеке стратегическое решение присоединиться к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, принятое на самом высоком уровне, представляется для президента Н.Назарбаева практически безальтернативным. Таким образом, целенаправленная политика США в регионе и мировая конъюнктура цен на нефть сделали возможной реализацию вероятно самого крупного трубопроводного проекта последних десятилетий.
Правы те, кто полагает, что нефтепровод станет политической и экономической осью, на которой будут строиться отношения участвующих в нем стран между собой и с остальным миром. И эта экономическая база безусловно еще более укрепит активно создаваемую США политическую надстройку и станет серьезным фактором, способствующим переустройству мира.
Еще десять лет назад трудно было представить, насколько существенные перемены ожидают регион, бывший некогда Советским Союзом. Мир вокруг нас меняет у нас на глазах и меняется столь стремительно, что одной из главных задач, стоящих сейчас перед всеми теми, кто оказался втянут в этот водоворот событий, является осмысление происходящих перемен. От того, насколько удастся понять их сущность, направленность и границы собственных возможностей зависит будущее.
Случись запуск нового нефтепровода в другое время, возможно, оценка была бы другой. Но сегодня контекст появления на территории нового нефтепровода такого масштаба, который связывает каспийские месторождения углеводородов и потребителей в Европе представляется именно таким.
Напомним, что главной экономической миссией нового 1770-километрового нефтепровода, обладающего пропускной способностью до 1 млн баррелей в сутки, как известно является транспортировка на запад основных объемов каспийской нефти. На это указывает и его полное название: «Основной экспортный трубопровод (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан».
Необходимо отметить, что с момента рождения у данного проекта была огромное количество скептически настроенных критиков, причем не только в России. Они указывали на то, экономическое обоснование нефтепровода не выдерживает никакой критики, и проект не может стать экономически привлекательным, а является акцией исключительно политической, профинансированной Вашингтоном, действующим исходя из стратегических целей на постсоветском пространстве. Действительно, изначально трубопроводный проект Баку-Тбилиси-Джейхан воспринимался большинством экспертов как лишенная экономического смысла антироссийская инициатива США, нацеленная на оттеснение России от выгодных каспийских контрактов и вывод из орбиты российского влияния государств Закавказья и Центральной Азии. Критика экономической целесообразности данного маршрута, звучавшая на протяжении почти десяти лет, основывалась на его высокой стоимости, отсутствии необходимых для его рентабельной эксплуатации объемов нефти и политической нестабильности районов Грузии и Турции, по которым должна пролегать «нитка» нефтепровода. Эти доводы выглядят весьма убедительными и признавались практически всеми. При этом сегодня, несмотря ни на что проект реализован, а оценки его экономических перспектив стали намного оптимистичнее. Что же изменилось?
Прежде всего, ситуация в СНГ в целом. Влияние России существенно уменьшилось, США - возросло. В ходе глобальной антитеррористическиой операции американцы надежно закрепились в Центральной Азии, полностью контролируют политическую элиту в Грузии и в значительной степени влияют на ситуацию в этой стране. Ситуация на юге Турции, связанная с сепаратизмом курдов, стала менее острой. Рекордно высокие цены на нефть также очевидно существенным образом повлияли на решимость организаторов проекта нефтепровода довести его до конца. Кроме того, к эксплуатации удалось привлечь Казахстан, располагающий самыми крупными запасами углеводородов на Каспии. Так, например, месторождение Тенгиз, расположенное в казахском секторе, по оценкам экспертам является по своему объему вторым в мире после месторождения Гафар в Саудовской Аравии. При этом известно, что Казахстан связан контрактами с Россией в том числе на прокачку нефти в Европу с использованием мощностей БТС (Балтийской трубопроводной системы) и российские компании безусловно надеялись, что смогут и дальше рассчитывать на транзит все возрастающих объемов казахской нефти. Вряд ли такой шаг Астаны был бы возможен еще несколько лет назад. Но сейчас после событий в Киеве, Тбилиси и Бишкеке стратегическое решение присоединиться к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, принятое на самом высоком уровне, представляется для президента Н.Назарбаева практически безальтернативным. Таким образом, целенаправленная политика США в регионе и мировая конъюнктура цен на нефть сделали возможной реализацию вероятно самого крупного трубопроводного проекта последних десятилетий.
Правы те, кто полагает, что нефтепровод станет политической и экономической осью, на которой будут строиться отношения участвующих в нем стран между собой и с остальным миром. И эта экономическая база безусловно еще более укрепит активно создаваемую США политическую надстройку и станет серьезным фактором, способствующим переустройству мира.
Еще десять лет назад трудно было представить, насколько существенные перемены ожидают регион, бывший некогда Советским Союзом. Мир вокруг нас меняет у нас на глазах и меняется столь стремительно, что одной из главных задач, стоящих сейчас перед всеми теми, кто оказался втянут в этот водоворот событий, является осмысление происходящих перемен. От того, насколько удастся понять их сущность, направленность и границы собственных возможностей зависит будущее.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках