Алексей Сокольский

Фундамент Святой Руси

Памяти преподобного Сергия Радонежского

18 июля Русская Православная Церковь празднует 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Это знаменательный день для всей российской истории.

Святая Русь всегда держалась на подвигах святых и воинов. Здоровье нашего государства зависело от того, кого мы почитали, как верили и на что надеялись. И сейчас это необходимо осознавать четко и ясно. На Украине ныне происходит битва за сохранение самости России, за то, чтобы мы остались русскими, а наши дети не превратились в манкуртов, лишенных и прошлого, и настоящего, и будущего, и обреченных на растление и гибель в пучине беспамятства.

Почему из маленького Московского княжества за несколько веков выросла Великая Российская Империя? По одной простой причине – у народа, который строил ее имелись идеалы, дававшие простор для жизни, сражения и любви.

Крест и меч очень похожи. Сама жертва Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе схожа с подвигом воина, отдающего душу свою за други своя. Христос был распят и сошел во ад. И Он вывел оттуда всех плененных смертью и порабощенных тартаром.

Православное христианство – это религия веры, труда и боя. Недаром Литургия и облачения пастырей напоминают о воинском деле.

Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской заложили основы нашей государственности в эпоху, когда, казалось бы, и шансов на выживание русского народа имелось мало. Мощная Литва, поглотившая Южную и Западную Русь, доходила своим воинством до стен Москвы, а Орда, готовившаяся упасть в могилу, все еще пыталась поднять из небытия темные времена Батыя.

В таких условиях Бог даровал Руси великого святого и великого полководца. Сергий не случайно и не поличному произволу благословил меч Димитрия Донского, идущего с ратью на Куликово поле в 1380 году. От битвы зависели судьбы Православия и народа.

Победа на берегах Дона и Непрядвы объединила разрозненные русские земли. Крест и меч сломили ордынское упорство.

Историк Лев Гумилев не зря отмечал уже в XX столетии: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России».

Представьте себе на пять минут, что в XIV веке вместо Сергия Радонежского и Димитрия Донского люди бы уважали и поклонялись, скажем, Филиппу Киркорову и Александру Невзорову. Куликовская битва не состоялась бы, а Киркоров в цветастых тряпках кривлялся перед шатром темника Мамая, получая в награду за выступление золото и наложниц. Невзоров же где-нибудь в Литве катался на лошадях и рассуждал о тупости русского народа в тот момент, когда Москва, Владимир и Суздаль лежали в развалинах…

Князь Димитрий перед схваткой на Куликовом поле снял свои одежды и стал в ряды воинов простым ратником, понимая, что так должно поступать по праву, чести и справедливости.

В «Житии преподобного Сергия Радонежского» есть эпизод: крестьянин пришел в обитель, чтобы увидеть своими глазами прославленного игумена, но вместо почтенного старца «в драгоценных каменьях и шитье золоченном» обнаружил серого монашка, копающегося в огороде.

И эти уроки даны всем нам и на все времена. Святость и воинский подвиг не терпят пустого бахвальства, шапкозакидательства и чувственного восхищения. Они скромны и часто неприметны, но на них стояла и будет стоять Русь.

А нам пора бы прекратить путаться в избрании идеалов. Киркоровы, пугачевы, ширвиндты, невзоровы, акунины, галкины − это идолы, подталкивающие нас в пропасть. Их навязывают СМИ отнюдь не из-за любви к русскому народу. Зачем нам блеск и нищета шоу-куртизанок?

Наше знамя – Спас, наш путь – дорога Сергия Радонежского и Димитрия Донского, наша вера – не потребительство, но Православие.