Призрак "бархатной революции" не растаял и после саммита
Петр Иванченко

Призрак "бархатной революции" не растаял и после саммита

Прелюдия Братиславской встречи на высшем уровне была достаточно своеобразна. Как известно, накануне саммита главы России и США обменялись весьма резкими заявлениями. Так, Джордж Буш в минувший понедельник выступил с весьма критической оценкой демократических процессов, происходящих в России. На что Владимир Путин возразил, что демократия в России должна быть российского образца. Впрочем, в этом не было ничего нового, и, по мнению некоторых аналитиков, эти традиционные размышлизмы о демократии и правах человека выполняли функцию "дымовой завесы", призванной отвлечь внимание от главных вопросов саммита. Примечательно, что один из бывших высокопоставленных чиновников Пентагона - Ричард Перл как раз объяснил секретность, которой было окружено все, что связанно с предстоящим саммитом тем, что реальных достижений во взаимоотношениях двух стран немного, но общественности об этом лучше не знать. Признаться, звучит не слишком убедительно.

Впрочем, "режим секретности" был нарушен. По сведениям, просочившимся в СМИ, на встрече с Киссинджером, приехавшим в Москву, с неофициальной задачей "подготовить клиента" к Братиславскому саммиту, Владимир Путин высказал ему неудовольствие "неадекватностью" Кондолизы Райс. Напомним, что, выступая в сенате США, новый Госсекретарь заявила, что одной из приоритетных задач Америки является установление контроля над российскими ядерными ресурсами (!). Российский глава пенял, что таким образом госпожа Райс его "подставила" перед "армией и оппозицей", сделав достоянием гласности столь щепетильные аспекты взаимоотношений глав государств. Одновременно с этим Путин обратился через Киссинджера с просьбой не привлекать особого внимания к наиболее значимым моментам переговоров в Братиславе, а само подписание протокола о "сотрудничестве в сфере безопасности ядерных объектов" (т.е. о фактической передаче контроля над ними американским военным) отложить на более поздний срок. Например, на 9 мая, когда Буш должен будет приехать в Москву на празднование 60-летие Победы.

Другим примечательным событием накануне саммита стало специальное заседание Политбюро ЦК китайской компартии, на котором обсуждалась возможная передача российских ядерных объектов под международный контроль. Другой темой стало предложение США согласовать интересы Китая и американцев по "освоению территорий" российского Дальнего Востока и Сибири.

Вот такие события предваряли Братиславский саммит.

Сама же беседа двух лидеров с глазу на глаз продолжалась в течение полутора часов, а затем еще час в расширенном составе. По окончании переговоров президенты вышли к ожидавшим их журналистам. Многие тут же отметили, что Владимир Путин напряжен, и, как бы, взвинчен. На основании выступлений глав США и России, можно сделать заключение, что ими достигнут консенсус: российский президент, видимо, все-таки, пока словесно дал принципиальное согласие на участие американцев в контроле над ядерными объектами, а также на поддержку позиции США по поводу ядерных программ Ирана и КНДР. Кстати, американский президент по этому поводу не раз повторил, что его российский коллега – человек слова…

В качестве "компенсации" Буш пообещал посодействовать вступлению России в ВТО, и, возможно, простить "недемократичность". Что же дальше? Возможно, прессинг на Владимира Путина, оказываемый на него все последнее время, несколько ослабнет, но, по всей вероятности, будет продолжаться. В пользу этого свидетельствует и, например, вчерашняя пресс-конференция "российского Ющенко" - бывшего премьера Михаила Касьянова, на которой он рассказал о его поддержке США, а также не исключил того, что будет претендовать на пост президента РФ. Таким образом, призрак "бархатной революции" в России, по всей видимости, не растает как утренний туман.

Что же касается "новой системы защиты ядерных объектов", то в том случае, если она будет реализована, вполне возможно, что Россию ожидает новая фаза дезинтеграции. Волна, которую можно сравнить с цунами эпохи Горбачева, похоронившей СССР. Волна, которая может завершиться гибелью нашей страны.