Денис Григорюк

Новая дата референдумов о возвращении в Россию

Голосование может пройти 4 ноября

Событие, значимость которого сложно переоценить, это референдум о вхождении ЛДНР и освобожденных территорий в состав Российской Федерации. Этого голосования ждут в Донбассе еще с 2014 года, но его пришлось отложить на долгие годы боевых действий. Все изменилось в конце февраля 2022 года, когда после начала СВО стали об этом говорить все чаще и уже не только в ЛДНР, но и в самой России.

И все же, несмотря на это, каких-то реальных дат никто не называл. Кулуарно шли разговоры еще во время боевых действий за Мариуполь. Уже весной появлялась неофициальная информация, что референдумы о вхождении в состав РФ подготавливают. Звучали различные даты, которые, как показала практика, не оправдались. Наиболее вероятным периодом, когда голосование могло быть проведено — это осень текущего года. Но опять же, ничего конкретного не было озвучено. Сначала шла речь о сентябре, после октябрь, но в итоге все дошло до ноября.

Официальных заявлений до последнего не было. О том, что референдумы могут пройти в ноябре, говорили кулуарно еще несколько недель назад, но вдруг эта информация стала публичной. Ее озвучил секретарь Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак. Политик предложил провести референдумы в Донбассе и на освобожденных территориях в знаковый День народного единства — 4 ноября. Российский парламентарий заявил это накануне крайне важного для Донбасса Дня освобождения от фашистской оккупации.

7 сентября также прозвучало заявление Главы ДНР Дениса Пушилина. Он назвал проведение референдума о вхождении в состав России «вопросом времени». Пушилин подчеркнул, что «обязательно рано или поздно будет второй (референдум) — реализующий мечту вернуться домой в Большую Страну».

«Это желание с годами только окрепло, и сейчас, когда идет освободительная операция, это вопрос времени. И оно приближается с каждым метром, который отвоевывают ребята на передовой», — заявил Глава ДНР.

В своем заявлении Пушилин не стал вторить Турчаку и все же сдержанно высказался на этот счет. В целом, это никак не противоречит предыдущей риторике Главы ДНР. Еще 19 августа он заявлял, что референдум о вхождении Республики в состав Российской Федерации пройдет только после полного освобождения территории ДНР.

«Чтобы обезопасить города Республики от вооруженных формирований Украины с учетом дальности нового американского вооружения, которая, в зависимости от боеприпаса, варьируется от 40 до 70 и более километров, придется значительно отодвигать линию соприкосновения от наших границ. В качестве примера можно привести Луганскую Народ-ную Республику, территория которой полностью освобождена, но противник продолжает обстреливать населенные пункты, а значит, проблема безопасности пока не решена. Наша ключевая задача – обезопасить все города и села Донбасса, в том числе и освобожденные», — говорил Пушилин в середине августа.

Как можно понять, на данный момент такое голосование в ДНР пройти не может. Ситуация на фронте складывается таким образом, что сложно сказать, когда именно будет освобождена вся территория Донецкой Народной Республики. И главный вопрос — неужели планируют к 4 ноября выйти на конституционные границы ДНР? Пока, лично мне, очень сложно себе это представить, учитывая темпы и фазу, в которой находятся боевые действия.

Другой не менее важный вопрос — безопасность. Украина делает все возможное, чтобы эти референдумы не состоялись. Об этом пишут даже украинские Telegram-каналы весь период СВО, подчеркивая, что теракты, которые совершают украинские боевики на освобожденных территориях, обстрелы мирных кварталов и прочая террористическая деятельность ВСУ, СБУ и так далее необходимы конкретно для недопущения проведения голосования о вхождении в состав РФ. Уже сейчас украинские политики угрожают людям, которые будут принимать участие в референдумах, сроками, не говоря уже о физической ликвидации, которая сама собой подразумевается, учитывая, как ведут себя ВСУ и прочие подразделения вместе с агентурой на местах.

Из заявления Турчака можно сделать один ключевой вывод — раз даже в публичной плоскости стали появляться какие-то даты по поводу проведения референдумов о присоединении, то подготовка уже находится на завершающих стадиях. Это не только о самой процедуре, но и об остальных аспектах. Впрочем, нельзя сказать, что это был секрет, но, повторюсь, никто никаких дат официально не предлагал и не озвучивал.

Очевидно, что это очередное поднятие ставок в нынешней большой геополитической игре. К ноябрю ситуация может сильно поменяться, учитывая тот факт, что уже сейчас появляются протестные настроения внутри европейских государств, что может привести к отказу от поддержки Киева ЕС, что отразится на ситуации на фронте, а соответственно — и всей ситуации, в том числе и на проведении референдумов.