вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов

Леонид Ивашов: Необходимо выйти на центр террора

Малоизвестный прежде Беслан стал очередным звеном в жертвенном списке городов России, в черном списке беды. Вновь, и в который уже раз за последние годы на нашей земле – скорбь, массовые похороны, слезы, слезы, слезы. И рядом с ними невиданный никогда ранее в России цинизм. Как и большинство граждан моей многострадальной страны, в эти тяжкие дни автор был прикован к экрану телевизора. Но, признаюсь, редко какой новостной блок удавалось досмотреть до конца и сохранить при этом выдержку. Сердце заходилось от горя, от материнских слез, от вопрошающих взоров детей, ставших за эти дни взрослыми. Но более всего – от преступного цинизма нашей власти, от ее тупости и отчуждения  от народа, от кремлевской невнятицы и сплошного всеканального телевизионного вранья. Тем не менее, сделаю попытку краткого анализа произошедшей катастрофы в Беслане (а это именно катастрофа российской государственности, являющаяся логическим венцом «демократических» преобразований в России).
Итак, характеристика и состав противоборствующих сторон.

Террористы международные. Руководящее звено: Басаев – верховный главнокомандующий, Масхадов – политкомиссар, штаб – 10-20 опытных боевиков из состава руководства Ичкерии. Боевые ядра (их именуют командованиями, фронтами, отрядами, батальонами) – структуры численностью до 50-60 боевиков. Учебные центры (2-3), обучающие ведению боевых действий, диверсионной работе, методам вербовки террористов и подвергающие обучаемых идеологической (вахаббистской) обработке. Центр информации и пропаганды – 2-3 чел. Отдел материального обеспечения – 5-6 чел. и другие мелкие подразделения обеспечения. Всего постоянного состава – не более 300-400 человек. Плюс – разнесенные по территории Северного Кавказа командные пункты, передовой командный пункт (филиал штаба) в Москве, тыловой командный пункт в Грузии, интеллектуально-мозговой центр в Лондоне. Мобилизационный ресурс – сотни тысяч обездоленных молодых людей, не имеющих возможности найти работу, получить образование, завести семью, людей, потерявших в чеченских войнах и криминальных разборках своих близких, людей, утративших жизненную перспективу, каждодневно сталкивающихся с жестокой социальной несправедливостью, лицемерием и равнодушием власти, моральным разложением общества. Командованию и штабу противника в ходе 1-й и 2-й чеченских войн удалось создать широкую агентурную сеть на территории России от высших органов государственной власти (причем во всех ее ветвях) до районных отделов милиции и сельских административных округов, установить «дипломатические» отношения со спецслужбами ряда западных и исламских государств, сетью радикальных экстремистских организаций, Парламентской ассамблеей Совета Европы, глобальной наркомафией и т. д.

Система финансово-экономического обеспечения деятельности противника имеет глобальный масштаб. Во-первых, это криминальные бизнес-структуры, сформированные по всей территории России и стран СНГ. Во-вторых, чеченская диаспора дальнего зарубежья. В-третьих, бюджеты спецслужб государств, являющихся «союзниками» России по антитеррористической коалиции (и в этом нет, увы, никакого противоречия). В-четвертых, радикальные исламские организации, наркомафия, некоторые транснациональные корпорации, проявляющие интерес к каспийской нефти. Наконец, финансовые ресурсы, официально выделяемые Минфином РФ для восстановления Чеченской Республики и разворовываемые по дороге. Террористическая сеть на территории России является составной частью международного терроризма со строгим подчинением глобальным структурам транснационального характера в лице центров управления мировыми процессами. Цель организованного российского терроризма – расшатать государственные устои Российской Федерации, столкнуть в кровавой схватке коренные народы России, противопоставить ислам православию и создать благоприятные условия для расчленения государства.        

Российское государство. Террористам противостоит расколотое многочисленными противоречиями общество, где нищие – не менее одной трети населения – ненавидят богатых, регионы презирают центр, коренные народы во всех бедах обвиняют инородцев, мусульмане с подозрением смотрят на  православных, чиновники отгораживаются от народа, субъекты РФ утратили локтевую связь друг с другом, граждане боятся правоохранительных органов не меньше, чем преступников, молодые не понимают стариков. Государствообразующий русский народ утратил национальное, государственническое и нравственно-религиозное сознание, искусственно разделен и рассажен по многочисленным карманным партиям и общественным организациям, деградирует в пьянстве, аморализме, криминале. Перманентные «реформы» каждодневно плодят преступность, детскую беспризорность, коррупцию, наркоманию, всеохватный алкоголизм, болезни и преждевременную смерть, завершают раздел собственности, раздел народов, раздел территорий. Верховная власть предстает как наиболее безнравственная и непрофессиональная часть российского общества, формируемая на основе клановости, всеобщей коррупции и полной безответственности перед народом. Это – власть, поспешившая под покровительство и в услужение глобальных теневых структур и главного мирового мафиози – властной элиты США. А что же силовые структуры численностью свыше 3 млн. человек, противостоящие российскому терроризму и обязанные обеспечивать нашу безопасность? Вспомним восточное проклятие своему недругу: «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Так вот, все наши силовые структуры, как и страна в целом, уже более полутора десятков лет находятся в таком «подвешенном» состоянии. Сужу по Вооруженным силам. Перманентность военной «реформы», суть которой заключается в ползучем сокращении управленческих структур, соединений и частей, боевого численного состава, снижении штатно-должностных категорий, периодическом объединении и разъединении видов Вооруженных сил и родов войск, управлений и служб, не только деморализует офицерский состав и вселяет неуверенность в перспективы служебной карьеры, но и поглощает энергию целых коллективов на борьбу за сохранение своих подразделений, должностей, за прибавку к жалованию, на придумывание новых функций  и (на всякий случай) поиск работы на «гражданке».

В обстановке постоянной неуверенности десятки тысяч отнюдь не самых профессионально слабых офицеров увольняются из силовых структур. Других – самостоятельно мыслящих, честных и опытных – выдавливает начальство под предлогом необходимости работы «командой», то есть по сути дела вместо профессиональных коллективов создаются кланы непрофессионалов, в большинстве своем повязанных коммерческими интересами. В 2001 г. мне пришлось заявить одному высокопоставленному начальнику из Минобороны, что «группа лиц, объединившаяся с целью нарушения законодательства, является шайкой». Это было сказано в ответ на попытку обосновать досрочное смещение с должностей только что пришедшим на пост министра обороны С.Ивановым заслуженных и опытных генералов и замещение их мальчиками из его команды. Так вот, такие шайки-команды пронизали все силовые структуры и особенно МВД и особенно на местном уровне. И главной составляющей, смыслом служебной деятельности этой генерации кадров стало личное обогащение любым незаконным способом. За деньги боевики покупают у силовиков карты местности, схемы расположения постов, графики передвижения техники и личного состава, частоты полевых радиостанций, планы операций и т. д. Именно непрофессионализм и повсеместная коррупция в системе структур внутренней безопасности отталкивают от них население. Простые люди порой боятся милиционера больше, чем преступника, не доверяют ему, обоснованно опасаясь, что если не он, то кто-то из его коллег связан с бандитами, с криминалом. События в Беслане это наглядно подтверждают. Захватчики четко знали систему деятельности сил правопорядка, план школьных помещений и прилегающей территории, имели в своем распоряжении программу торжественной линейки, провели не только рекогносцировку, но и ряд подготовительных мероприятий для теракта. Без внедренной в органы местной власти агентуры это было бы невозможно.        

Действия штабов сторон по операции в Беслане. Штаб Басаева провел тщательную подготовку акции, имел продуманный план действий, спрогнозировал ожидаемый эффект, знал реальную силу подразделений, привлекаемых против его бандитов. Убежден, что среди потрясенных жителей Беслана, трое суток мятущихся вокруг школы, были его люди: наблюдали, оценивали, докладывали, провоцировали ту или иную ситуацию. Да и наши телеканалы постоянно давали картинку ситуации, места расположения спецназовцев и их маневры.

Российский штаб. Здесь, увы – никакой организации, бессистемность действий, полное отсутствие информации не только о противнике, но и о количестве заложников. Профессионально действовали лишь ребята-спецназовцы. От представителей же штаба по освобождению заложников мы не услышали объективной оценки ситуации, не увидели ничего похожего на организацию действий. Прапорщик советского спецназа гораздо лучше справился бы, по крайней мере, с блокированием бандитов и не позволил бы, как это случилось сейчас, некоторым из них скрыться с места теракта. От руководителей штаба мы слышали лишь сплошное вранье и бодрые рапорты о героизме и жертвенности во имя спасения людей. Для руководства штаба все было неожиданным: и огонь по представителям МЧС, эвакуировавшим тела погибших, и взрывы, и даже присутствие вокруг школы неизвестных гражданских лиц с оружием. Слава Богу, что это были не боевики, хотя как знать…

Состояние наших спецслужб характеризует тот факт, что за 10 лет войны с Дудаевым, Масхадовым и Басаевым они не сумели проникнуть в их структуры, не выявили местонахождения, не вскрыли каналы внешнего управления, материально-финансового обеспечения, агентуру в государственных органах и коммерческих фирмах, не воссоздали даже на Северном Кавказе сеть информаторов из местного населения, не установили контроль за линиями связи бандитов, их перемещением, их намерениями.

И в заключение.Президент РФ В.В.Путин в своем обращении в связи с трагедией в Беслане сделал ряд важных выводов. Во-первых, признал кризис политической системы государства. Во-вторых, заявил об отсутствии какой-либо безопасности нашего государства, общества, гражданина. В-третьих, указал на наличие мощных внешних сил, стремящихся устранить в лице России ядерную угрозу для себя. Интересна фраза В.Путина о том, что «те, кто послал бандитов на это преступление, ставят своей целью стравить наши народы, запугать граждан России, развязать кровавую междоусобицу на Северном Кавказе». Так попытаемся выявить их: тех, кто послал бандитов и кому опасны наши стратегические ядерные вооружения. Первые, кто приходит большинству людей на ум, это – Басаев и Масхадов. Но вряд ли загнанные в горы главари бандитов боятся ядерных ударов и способны без поддержки мощных внешних и внутренних сил дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе. Они прекрасно понимают, что соверши они подобную акцию без санкции могущественных покровителей, завтра же их эмиссары в лице Закаева, Удугова и прочих будут арестованы в западных столицах, а спонсорские счета и финансовые каналы – перекрыты. И тогда «крышка» всей их деятельности. Обращает внимание, что и в дни «Норд-Оста» (октябрь 2002 г.), и сейчас, при трагедии Беслана, из-за океана немедленно включились мощные голоса в поддержку актов террора в России. Симптоматично также, что теракты совершаются в ситуации, когда американской администрации нужны дополнительные аргументы в поддержку ее т. н. антитеррористической стратегии. Вспомним: колебания российского руководства в вопросе о резолюции СБ ООН по Ираку были преодолены сразу же после захвата театрального центра на Дубровке. Газета «Нью-Йорк пост», рупор республиканской администрации и нефтяных американских кампаний (а именно они привели Дж.Буша к власти), буквально через несколько часов после захвата заложников в Москве заявила: «Заложники являются напоминанием президенту Владимиру Путину о том, как ему нужно было действовать, имея в виду его противодействие усилиям США провести удовлетворительную антисаддамовскую резолюцию в ООН…». А на последние теракты в России немедленно отреагировал пресс-секретарь госдепартамента США Ричард Баучер, заявив, что выборы в Чечне не легитимны и легитимным президентом Вашингтон считает Масхадова. А значит, никаких санкций против закаевых, свободно разъезжающих по западным столицам и принимаемых на высоком официальном уровне, не будет.

Кремль же и в этом кровавом побоище не забыл подыграть другу Джорджу. Созыв по просьбе России внеочередного заседания СБ ООН в связи с терактом в Беслане не помог (да и не мог помочь) ни одному из заложников. Зато какая сильная поддержка республиканскому кандидату в президенты США! Совпадение по месту, времени и содержанию главного вопроса заседания СБ ООН и съезда республиканцев вряд ли случайно.

А для американцев, сомневающихся в необходимости поддержки Дж.Буша на предстоящих выборах, на съезде прозвучало: «Вы что хотите, чтобы было как в России?» Разумеется, никто не хочет. Значит, в копилку кандидата от республиканцев, ныне действующего президента попадут новые тысячи голосов. Так что, серия последних по времени терактов нужна не только Басаеву, но, прежде всего, Вашингтону, увязшему в Ираке, Тель-Авиву, уткнувшемуся в тупик с «Дорожной картой», Лондону, все более подвергающемуся общественной критике за политические авантюры. Теракты бумерангом бьют по политике Кремля, по интеграционным процессам в СНГ, по международному положению России. Это – очередной шаг к развалу РФ.

Что следует ждать впредь? К сожалению, дальнейшего нарастания масштабных террористических акций. Думаю, кукловоды террора за рубежом и их «колонна» в России внимательно прислушаются к фразе В.В.Путина: «…Россия – как одна из крупнейших ядерных держав мира – еще представляет для кого-то угрозу. Поэтому эту угрозу надо устранить». С.Б.Иванов, министр обороны РФ, уже наглядно показал «братьям» из США и НАТО наши самые сокровенные секреты – ядерные арсеналы. Так что места хранилищ ядерных боеприпасов, система их охраны, подступы к ним, не сомневайтесь, скоро станут достоянием Басаева.

Что же делать? Первое: осознать, наконец, что в составе антитеррористической коалиции под эгидой США и НАТО мы не изловим ни одного террориста, как не изловили до сих пор. Террор на российском пространстве это – симбиоз внешних и внутренних антироссийских сил, это результат глупостей внешней и внутренней политики России. Это – результат убийственных для народа реформ. И потому решать эту проблему нужно самим, в России. Второе. Реализовать хотя бы десятую долю тех выводов и задач, которые Президент РФ сделал и поставил в своем обращении 4 сентября с.г. Третье. Обществу, гражданам России перестать заглядывать в рот Кремлю и надеяться, что он защитит нас от внешних и внутренних угроз. Президент нам всем четко дал понять: страна не защищена ни с Запада, ни с Востока, власть перестала уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности (а это главная функция Президента и государства) и позволила коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы. Верховная власть расписалась в своем полном бессилии, непрофессионализме, продажности и безответственности. Время нам самим делать выводы и принимать соответствующие меры. Завтра будет поздно.