Что делать со сбежавшими?
Левон Арзанов

Что делать со сбежавшими?

Предложения по совершенствованию законодательства в вопросах проведения мобилизации и недопущению выезда за границу граждан РФ, состоящих на воинском учете.

21 сентября 2022 г. указом Президента РФ была объявлена частичная мобилизация. С момента ее объявления нашу страну совершенно беспрепятственно покинуло порядка 300 тыс. потенциальных военнослужащих. Именно такое количество граждан Минобороны РФ планировало призвать на службу в ходе частичной мобилизации. Толпы военнообязанных, не дожидаясь получения повесток из военкоматов, устремились в аэропорты и к пограничным переходам. Как такое стало возможно и можно ли исправить ситуацию?

Собственную точку зрения по этому вопросу высказалчлен Президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России», полковник запаса Левон Арзанов:

– Проблема в том, что не определен правовой статус специальной военной операции России на Украине (далее – СВО). Большинство законов, касающихся мобилизации, предполагает введение военного положения, но у нас оно объявлено не было.

Основные правовые акты, регламентирующие мобилизацию, — это федеральный закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и федеральный закон №51 «О воинской обязанности и военной службе». Эти законы в случае объявления военного положения полностью исключают то безобразие, которое творится сейчас на грузинской границе. В них прописано и учтено, казалось бы, всё, что касается механизма мобилизации. Но отсутствие четкого юридического статуса СВО и недосказанность в указаниях нормативных актов и документов создает ряд юридических лазеек для тех, кто уклоняется от мобилизации. Убежавших за границу де юре нельзя признать уклонистами по ряду причин.

20 сентября Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, согласно которым ужесточается наказание за отдельные виды преступлений во время мобилизации, военного времени, вооруженного конфликта, ведения боевых действий и военного положения. К чему из перечисленного можно отнести СВО, нам предлагают разобраться самим. По сути, мы понимаем, что подходят все определения, но по букве закона специальная военная операция — даже не вооруженный конфликт, это просто СВО.

В ст. 21 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» говорится: «При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас». Но, если повестка или предписание не вручены на руки, то и ответственности никакой гражданин не несет. Получается, не взял повестку, не открыл дверь и можешь ехать куда хочешь?

В пункте 2 этой же статьи говорится: «Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военкоматов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Казалось бы, вот он правовой барьер, не позволяющий недобросовестным гражданам уклоняться от мобилизации! Однако закон говорит о мобилизации, не уточняя, какая она полная или частичная. Совершенно ясно, что имелась в виду любая мобилизация, но отсутствие уточнения проломило дыру в заборе на наших границах.

С прискорбием можно констатировать, что сотни тысяч наших соотечественников, убежавших от мобилизации за рубеж, по действующему законодательству не подлежат не то, что уголовному, но даже и административному наказанию. Прекрасно понимая, что в своем большинстве эти люди малодушные трусы и предатели Родины, мы можем осуждать и презирать их только в душе. По букве закона они обычные туристы и путешественники, отдыхающие за границей.

Так как же переломить сложившуюся ситуацию, что необходимо изменить в действующем законодательстве, чтобы остановить поток беглецов?

Скажу как дипломированный юрист — все очень просто. Необходимо в первую очередь определить юридически правовой статус СВО — признать специальную военную операцию хотя бы вооруженным конфликтом. Затем следует в п.2 ст. 21 ФЗ-№ 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» добавить уточнение: «гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления полной, либо частичной мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военкоматов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Вот, в принципе, и все, что нужно сделать в законодательном плане для того, чтобы военнообязанные, не получившие повестки, не выезжали за границу и в другие субъекты РФ без соответствующего разрешения.

Кроме того, предвидя коррупционную составляющую, предлагаю выдачу разрешений для выезда за рубеж военнообязанным сделать трехуровневой: помимо военкома это разрешение, заверенное своей подписью и печатью, должны выдать территориальный орган ФСБ и военный прокурор гарнизона.

Из этого вытекает следующий вопрос, а что же делать с теми, кто все же успел проскочить в форточку на границе? Тут тоже не вижу особых проблем, ибо искренне убежден, что нельзя покидать свою Родину в дни суровых испытаний. Полагаю, что после предложенных выше поправок в законодательство достаточно будет указа Президента РФ о закрытии государственных границ на время проведения СВО и добровольном возвращении в Российскую Федерацию военнообязанных российских граждан.

Считаю, что необходимо в ускоренном порядке запретить выезд за пределы Российской Федерации без разрешения соответствующих органов всем мужчинам от 18 до 65 лет, вне зависимости являются они военнообязанными или нет.
В отношении находящихся за границей военнообязанных граждан России полагаю целесообразным в течении 10 суток с момента подписания указа предложить всем, покинувшим Российскую Федерацию, добровольно вернуться назад за свой счет и уведомить по прибытии военные комиссариаты по месту регистрации.

Лица, которые в 10-дневный срок не вернутся в РФ, должны быть заочно осуждены по статье УК РФ «Дезертирство». Напоминаю, что в связи с последними изменениями закона срок наказания по этой статье увеличен до 15 лет лишения свободы.

Пограничной службе ФСБ РФ через 20 суток после подписания данного указа подготовить электронные списки всех военнообязанных, покинувших РФ с 24 февраля 2022 г. и не вернувшихся назад в течении установленных 10 суток. Для последующей передачи данных в судебные органы, возбуждения уголовных дел и объявления всех дезертиров в федеральный розыск.

Кроме того, предлагаю распространить действие этого закона на лиц с двойным гражданством, а также отменить срок давности по данной статье. Чтобы любой «премудрый пескарь», считающий, что он сможет отсидеться в теплой норке в чужих краях, пока его ровесники сражаются на фронте, знал, что Русская земля, через сколько бы времени он не вернулся назад, встретит его наручниками и тюремной камерой.

Вот вкратце и все, что надо сделать — всего две поправки в законы и один указ. Пойдут ли на это наши законотворцы, или боязнь за родных и близких, находящихся за рубежом, пересилит в них совесть и государственные интересы, мы скоро увидим.