Дарья Соловьева

Социальные реформы по-немецки

Последние 20 лет прошли для наших сограждан под пульсирующим отовсюду: со страниц газет, с экранов телевизора, девизом – «Поеду на Запад, хоть заживу по-человечески!».
Основным способом начать «человеческую» жизнь за границей была эмиграция по линии родства. Действительно, мало кто мог сказать о себе, что обладает необходимыми профессиональными навыками, способными заинтересовать работодателя с процветающего Запада, так что большинство эмигрантов рассчитывали на помощь новой родины в первой (а порой, и во все последующее) время. Самыми привлекательными странами, готовыми принять у себя наших бывших соотечественников, были Израиль и Германия. Однако мало кого привлекал Израиль, находящийся в перманентном состоянии войны, Германия же казалась оплотом процветания и мира.
Большие пособия по безработице, бесплатное высшее образование, качественная медицина, разноцветные витрины и уверенный рост ВВП из года в год… Но совсем недавно райская жизнь в этой стране неожиданно оказалась под угрозой. Темпы роста ВВП существенно замедлились, что вызвало скандал в Европейском союзе, потому что вроде как надобно штрафовать Германию за невыполнение перед Союзом своих обещаний по темпам экономического роста, но эта страна, наряду с Францией, является самой влиятельной в том же Союзе…
Уже около месяца вся Германия охвачена демонстрациями и акциями протеста, причем «вся страна» означает на сегодняшний день больше 200 городов. В чем причина столь ярого возмущения граждан со стойким и нордическим характером? Затеянные правительством под руководством Герхарда Шредера реформы в сфере социального обеспечения. Дело в том, что Германия уже давно задыхается под гнетом многочисленных социальных обязательств перед населением, и это на фоне безудержного старения коренного (т.е. немецкого) населения, прогрессирующей из-за вывода производственных мощностей в страны третьего мира безработицей (каждому безработному положено пособие!), потока эмигрантов из Турции (которые тоже живут на пособия по безработице). Бесплатное образование, огромные пособия многодетным семьям (как правило, этническим туркам), медицинское обслуживание и прочая, прочая, прочая. Не секрет, что в свое время множество вопросов по социальному обеспечению решались странами «гнилого Запада» в противовес агрессивной пропаганде СССР советского образа жизни, где все бесплатно или стоит таких копеек, что смешно даже называть цену. Другое дело, что простые обыватели той же ФРГ, увлеченно обсуждавшие на кухне преимущества и недостатки советского строя, в глубине души страстно завидовали своим соседям, наивно предполагая, что качество медицины в странах СЭВ высочайшее, что дешевые путевки выдаются не по блату, а по заслугам, да, впрочем, что вспоминать! Так что прозорливые политики тогдашней ФРГ справедливо рассудили, что во избежание революций и общественного недовольства стоит разработать и внедрить в жизнь систему социального обеспечения, сопоставимую с советской. Конечно, педантичные немцы не могли себе представить, что бесплатная медицина в Стране Советов годна только для того, чтобы говорить о том, что она бесплатная, а отнюдь не для употребления по назначению, т.е. для лечения.
C энтузиазмом немцы выстроили у себя действительно социально ориентированную систему, только так не бывает в реальной жизни, чтобы кормить много безработных и эмигрантов, да еще и процветать. Поэтому Шредер, собственно, и затеял все эти реформы по сокращению пособий, по уменьшению льгот и т.п. Причем,  он осознает, что эти реформы, скорее всего, приведут в очередные выборы оппозицию. Осознает, но по-другому действовать он не может. Он же не в России живет, чтобы все бесплатное сделать просто до того низкокачественным, чтобы население само взмолилось о возможность заплатить деньги.
Так что скоро Германия перестанет быть мечтой российских эмигрантов, потому что для того, чтобы в ней прожить, нужно будет много и качественно трудиться, в конкурентной борьбе отстаивая привилегию труда с немцами.