Российские войска покидают Херсон
Алексей Зотьев

Российские войска покидают Херсон

Шойгу объявил об оставлении города

Решение принято. Мы покидаем Херсон и уходим на левый берег Днепра, в границах которого формируется новая линия обороны. Было ли данное решение, публично принятое министром обороны Сергеем Шойгу, неожиданным? В какой-то мере да, так как многие из нас предполагали, что Херсон станет вторым Сталинградом, городом, героическая оборона которого войдет в историю.

Решение сохранить жизни наших солдат и сдать город фактически без боя было неожиданным, но при этом в сложившихся реалиях оно было единственно верным. Длительная защита столь неудобно расположенного населенного пункта, находящегося в тактическом окружении и фактически отрезанного от полноценного снабжения, могла обернуться для нас серьезными потерями, в том числе и среди мобилизованных граждан, которые еще вчера работали на заводах, возделывали поля и обеспечивали жизнеспособность сферы услуг.

Разумеется, многие, очень многие недовольны подобным решением командования, которое выглядит нелогичным. Особенно нелогичным на фоне проведенного на территории Херсонской области референдума и принятого решения о вхождении в состав России нового субъекта. Выглядит оно нелогичным и на фоне частичной мобилизации, в рамках которой на фронт отправились люди, перед которыми стояла задача взять под контроль новые территории и обеспечить действующей армии возможность наступления. Но было ли оно неожиданным? Увы, нет.

В сложившихся реалиях, когда российские войска отступают, оставляя российские города, найдутся те, кому крайне необходимо будет назначить виноватого. Того или тех, кто не оправдал доверие, подвел, принял неверное управленческое решение. Само собой, виноватого нужно искать среди военных, так как непростое решение приняло именно командование, доложившее министру обороны о сложной, а местами даже безвыходной, ситуации.

Наиболее перспективной мишенью для критики сегодня безусловно является командующий Объединенной группировки российских войск генерал армии Сергей Суровикин. Не оправдал доверие, не справился, не смог стабилизировать фронт, сдал российский город украинским националистам. Наверное, сложившаяся ситуация в понимании простых обывателей и выглядит именно так. Но давайте отбросим эмоции в сторону и посмотрим на все происходящее трезвым взглядом.

Да, Суровикин принял это непростое решение. Более того, он озвучил его публично, фактически взяв на себя ответственность за все ошибки, допущенные в ходе последних 8 месяцев, из которых он командует войсками меньше месяца. Уверен, что, принимая данное назначение, он прекрасно отдавал себе отчет в том, что Херсон рано или поздно придется оставить, если, конечно, у штаба нет намерений остановить наступление ВСУ, создав на пути украинской армии бруствер из трупов российских солдат. Город действительно находится в сложном положении, и защищать столь массивный населенный пункт, не имея нормального снабжения, просто невозможно.

Конечно, мы делали громкие заявления типа «ни шагу назад», «защитим любой ценой», но по факту все последние дни и недели шла усиленная эвакуация мирного населения, которая сама по себе являлась этапом подготовки к отходу войск на левый берег Днепра. Нам нужно было потянуть время, и Суровикин справился с этой задачей, обеспечив необходимую оборону города и оперативную эвакуацию мирного населения.

Россия уходит из Херсона не впопыхах, преследуемая буквально наступающим на пятки врагом. Мы уходим организованно, уходим на территорию, по факту превращённую в мощнейшую линию обороны. Уходим для того, чтобы стабилизировать линию фронта и обеспечить условия для весеннего наступления, подготовка к которому займет не один месяц. Уходим без потерь человеческих, но с потерями репутационными, что в сложившихся реалиях является вынужденным, меньшим из зол. Уходим, чтобы непременно вернуться, так как речь идет именно о российском городе, центре одного из российских регионов, временно оккупированным врагом.

Прежде чем критиковать Сергея Суровикина, который не побоялся взять на себя ответственность за множественные ошибки своих предшественников, давайте задумаемся о том, что предпосылки сегодняшних событий возникли намного раньше, в тот момент, когда новый командующий еще не принимал никакого участия в событиях на Украине.

Да, мы платим за тот «кавалерийский наскок», за то «шапкозакидательское» настроение, которое царило в феврале и марте не только в нашей армии, но и в нашем обществе. Безумно растянутый фронт, глубокие и ничем не прикрытые рейды в тыл врага, нежелание выстраивать оборонительные рубежи на занятых территориях, трепетное отношение к объектам вражеской транспортной инфраструктуры – именно в те весенние и летние дни закладывался фундамент событий, происходящих сегодня в Херсоне. И закладывался он отнюдь не Суровикиным, который по факту пытается выровнять ситуацию и минимизировать наши потери, пусть и ценой собственных потерь репутационных.

Давайте смотреть на происходящее здраво и думать не почему это произошло, а как это исправить. Думать, как, в принципе, сегодня думает генерал армии Сергей Суровикин. Все у нас получится. Нужно только не терять голову и не бросаться во все тяжкие. Все главное – впереди.