Донецк — город, живущий в забвении
Денис Григорюк

Донецк — город, живущий в забвении

Вне объективов мировых СМИ

Пока западный мир с замиранием сердца наблюдает за тем, как из-за нежелания киевского режима идти на переговоры Украина лишается своей критической инфраструктуры, а украинские города накануне холодов погружаются во тьму, Донецк живет в забвении. По обыкновению, на то, что происходит в ДНР, «прогрессивной» аудитории, по большому счету, наплевать. А так как информация не попадает в крупные СМИ и медиа, то может сложиться ощущение, что в Республике все тихо и спокойно, но это отнюдь не так.

Вопреки мейнстриму, я хочу поговорить о жизни в городе, жителям которого не принято сопереживать, несмотря на то, что ВСУ ежедневно бьют из западного вооружения, а привычный быт неразрывно связан с проблемами в социальной сфере.

Очередной обстрел «Донбасс Арены»

Бесконечное перечисление наименований безликих для большой аудитории улиц и районов Донецка не вызовет эмпатии у обывателя. Причина банальна — с этими местами у них нет эмоциональной привязанности или каких-то ассоциаций, поэтому зачастую многочисленные обстрелы в столице ДНР остаются незамеченными. Да, обстреляли Партизанский проспект в Киевском районе, и что? А что, в Донецке все еще есть Киевский район? А чего не переименовали? И прочие глупые вопросы.

Другое дело, когда снаряды падают рядом с достопримечательностями, с которыми знакомы даже те, кто ни разу не был в Донецке. Несколько дней назад ВСУ вновь ударили по центру города. Снаряды упали на улице Челюскинцев. Один из них угодил рядом с трамвайными путями, другой — на площадку перед стадионом «Донбасс Арена». По злой иронии, досталось той же стороне «жемчужины», что и раньше.

Хочу подчеркнуть, что это далеко не первый обстрел стадиона, первые снаряды упали сюда еще летом 2014 года, а повторные обстрелы были уже в 2022 году. На этот раз осколки поразили остекление и часть инфраструктуры стадиона. Всего 50 стеклопакетов получили повреждения. Теперь сквозь зияющие дыры в сити-лайтах можно посмотреть на снимки футболистов, которые в далеком прошлом играли за некогда донецкий клуб «Шахтер», а в 2014 году покинули Донецк, судя по всему, навсегда.

Украинские войска применили западное вооружение. 155-мм снаряды упали в квадрате рядом с «Донбасс Ареной». Но куда важнее, что один из выпущенных ВСУ снарядов попал в здание ГП «Вода Донбасса», где в этот момент находились сотрудники. Всего во время того обстрела ранения получили 6 мирных жителей.

Открытие бюста Герою России и ДНР «Корсе»

Несмотря на обстрел, на следующий день (в День ракетных войск) на Аллее Героев, которая располагается у подножия монумента «Твоим освободителям, Донбасс», рядом со знаменитым стадионом, состоялось открытие бюста Герою России и ДНР Ольге «Корса» Качуре.

Удивительно, что в день торжественного мероприятия ВСУ не ударили вновь, как это было 4 августа, когда Донбасс прощался с командиром реактивного артиллерийского дивизиона «Корса». В этот раз обошлось без обстрелов, но, возможно, этого удалось избежать из-за отсутствия каких-либо анонсов предстоящего мероприятия. На открытии присутствовал врио Главы ДНР Денис Пушилин, чиновники, курсанты ДонВОКУ и журналисты.

«Подвиг Ольги Качуры навсегда войдет в историю освобождения ДНР, и ее личный вклад абсолютно точно есть в том, что мы теперь субъект Российской Федерации и наша мечта исполнена. <…> Абсолютно заслужено было то — и мы очень признательны, — что президент присвоил ей звание Героя Российской Федерации», — сказал Пушилин во время открытия бюста.

На самом деле, раз уж решил рассказать о жизни в Донецке, то стоит упомянуть, что передвигаться в этом квадрате небезопасно не только из-за обстрелов. Дело в том, что после того, как в Киевском и Ворошиловском районах летом 2022 года ВСУ дистанционно разбросали мины-лепестки, необходимо быть начеку, так как можно наступить на что-то взрывное. Саперы проводили разминирование местности, но все же «эхо войны» может дать о себе знать. Поэтому на столбах рядом с мемориальным комплексом есть предостережения о минах. Раньше нечто подобное можно было встретить только вблизи линии боевого соприкосновения в так называемой «красной зоне». Теперь это касается и центра Донецка.

В целом, в этих частях Киевского и Ворошиловского районов можно проводить настоящие военные экскурсии. В этом квадрате, отдаленном от линии фронта, достаточно напоминаний о продолжающихся боевых действиях: зияющие дыры от прямых попаданий, посеченные осколками стены жилых домов, заложенные мешками окна, забитые фанерами витрины магазинов. На местах гибели мирных жителей появляются импровизированные мемориалы — люди приносят цветы туда, где были убиты их согорожане.

В Донецке не нарисовал на разрушенной стене свой характерный рисунок британский анонимный художник Бэнкси, как это он сделал в Киеве, что в очередной раз привлекло внимание к несчастьям киевлян, но зато местные авторы еще летом сразу после уничтожения здания школы №22 нарисовали девочку в платье с изображением достопримечательностей Донецка и летящими в небо воздушными шариками. Это был некий символ-призыв к миру, которого так долго ждет Донбасс.

Быт в условиях боевых действий

Долгие годы на Украине рассказывали, что живут в состоянии войны с Россией. Фактически же, с последствиями реальных боевых действий, а не политическими лозунгами украинцы столкнулись только после того, как ВС РФ стали наносить удары по критической инфраструктуре в качестве ответа на террористическую деятельность украинских боевиков.

В СМИ регулярно попадает информация о веерных отключениях электричества, поступают сообщения об отсутствии отопления, проблемах с газом и бензином, местами отсутствует водоснабжение. Дело в том, что со всеми этими трудностями города Донбасса столкнулись давно и, более того, даже уже привыкли жить в этих условиях.

С марта нет полноценного водоснабжения. Летом ситуация была критической, когда даже в краниках на улице сложно было набрать воду для технических нужд, но осенью стало немного легче. Появились графики подачи воды. Раз в три дня на несколько часов включают воду, чтобы жители имели возможность набрать емкости. Но проблема в том, что далеко не всем достается необходимая жидкость. В некоторых многоквартирных домах не хватает давления, чтобы вода поднималась на верхние этажи, а есть дома, которые и вовсе стоят «сухие» еще с марта.

Чтобы решить эту проблему, власти решили тянуть трубу из Дона, но, по заявлениям, этот проект будет реализован в лучшем случае в первой половине 2023 года. Пока это не сделано, дончане выкручиваются, как могут – ходят к друзьям или родственникам, которым воду дают по графику и набирают емкости. В подобных условиях особым спросом пользуются бидоны с краниками. С ними гораздо удобнее мыть посуду или банально помыть руки, а не орудовать 5-литровыми бутылками, чтобы слить воду.

Проблем с электричеством тоже хватает. Конечно, масштабы не сравнить с теми, что сейчас есть на Украине, но все же нельзя сказать, что все гладко. Периодически электричество выключается. Проблема в том, что до сих пор не всем жителям того же Донецка (а еще Горловки, Макеевки, Ясиноватой и других н/п) дали отопление. Люди вынуждены пользоваться электроприборами, чтобы согреться. Из-за этого система не выдерживает и выключается.

Все годы вооруженного конфликта Донецк живет в режиме, когда ближе к 20:00 город пустеет. До новой горячей фазы боевых действий были мимолетные моменты просветления, но с усилением обстрелов со стороны ВСУ горожане вновь предпочитают оставаться в темное время суток дома, а не передвигаться по городу. В фронтовых и прифронтовых районах Донецка на отдельных улицах и вовсе выключают освещение из военных соображений, но и в целом нельзя сказать, что город светится в ночи.

Все вышеперечисленные аспекты могут стать настоящим открытием даже для людей, вовлеченных в происходящее, которые следят за тем, что творится в Донбассе, но о подобных проблемах не знают. Повторюсь, проблема в том, что в крупных СМИ об этом говорят не так часто, в Сети не распространяют фотографии с темными улицами Донецка, сообщения об обстрелах теряются за обсуждениями ударов по критической инфраструктуре Украины.

Да, в Донецке нет оповещений по средствам объявления воздушной тревоги, никто жителей не предупреждает, что ВСУ обстреляют тот или иной район, ведь неизвестно, куда в следующий раз ударит украинская армия, так как целями боевиков могут стать не только военные, стратегические или объекты критической инфраструктуры, а зачастую это дворцы культуры, скверы, бульвары, площади, остановки общественного транспорта, достопримечательности.

В связи с этим в городах Республики жить значительно опаснее, чем в каком-либо украинском городе. Но об этом не расскажут в популярной западной прессе, ведь это заставит задуматься на тему того, кто является настоящей жертвой конфликта, а кто с натугой пытается привлечь внимание к собственным проблемам, забывая рассказать о собственных деяниях.

И это я не перечислил мелкие, но не менее важные трудности по типу вывоза мусора или проблемы с вызовом такси, что стало неотъемлемой частью жизни в Донецке в условиях боевых действий.