Битва за Артемовск
Николай Севостьянов

Битва за Артемовск

Военный эксперт Борис Рожин о "затишье" в работе БПЛА, торге вокруг ЗАЭС и наступлении Русской армии — специально для сетевого издания Сегодня.ру

Цветение "Герани" в зимний период

— С чем связана пауза с использованием "Гераней" по объектам ВСУ и энергетической инфраструктуры Украины? Имеет ли место климатический фактор? Насколько данные аппараты работоспособны при минусовых температурах?

— Причин несколько. Ухудшение погоды, необходимость наращивать производство для массового применения, плюс, возможно, идет накопление дронов для массовых ударов, которые будут сопровождать наступательные действия в зимний период.

Нет каких-то данных о темпах и объемах производства этих дронов в Иране и России, хотя иранские военно-транспортные самолеты продолжают с завидной регулярностью осуществлять рейсы в Москву, так что поток грузов идет. Насчет работы "Гераней" при минусовых температурах какой-то внятной информации в открытом доступе нет.

ЗАЭС должна оставаться российской

— Всё активнее циркулируют слухи о том, что Запорожская АЭС будет либо передана Украине, либо перейдет в прямое управление МАГАТЭ. Является ли данный сценарий приемлемым для России, и какое это окажет влияние на энергоснабжение "незалежной"?

— Такой сценарий, конечно, неприемлем, и реализация чего-то подобного будет расцениваться как очевидное поражение России. Официально МИД РФ вчера разъяснил, что ничего такого не будет и суверенитет над ЗАЭС никому не передадут.

Максимум, на что согласна Москва в обмен на прекращение обстрелов ЗАЭС со стороны ВСУ — взять обязательство не размещать на ЗАЭС тяжелые вооружения при сохранении на станции российской охраны с легким оружием, при этом на станции работает персонал "Росатома".

Так как Украину и ее спонсоров это не устраивает, обстрелы ЗАЭС и Энергодара ожидаемо продолжатся. Между тем, прошла, наконец, чистка персонала ЗАЭС — с нее удалили тех, кто не подписал контракт с "Росатомом" + подчистили наводчиков ВСУ.

ВСУ не хотят сдавать Бахмут

— Российские войска продвигаются в Артемовске. При этом уже неоднократно появлялись новости об "обрушении украинской обороны". Готово ли украинское командование оставить город или же оно планирует удерживать его, невзирая на потери?

— Обрушения обороны противника нет. Противник вынуждено отступил к югу от Артемовска, но сохраняет целостность фронта к северу от Курдюмовки, опираясь на укрепрайон в Клещеевке и канал Северский Донец—Донбасс. При этом выстраивается вторая линия обороны у Часов Яра.

Темпы нашего наступления тут невысокие, что, впрочем, окупается большими потерями, которые ЧВК Вагнер и ВС РФ наносят артемовской группировке (по украинским и западным заявлениям, от 500 до 800 убитых и раненых в сутки). В самом Артемовске продолжаются бои за Опытное и в промзоне на восточных окраинах.

Без взятия Опытного на прямой штурм Артемовска можно не рассчитывать. Сдавать город ВСУ просто так не будут, поэтому сюда спешно гонят подкрепления, в том числе снимаемые с других направлений. Потеря Артемовска будет иметь для ВСУ тяжелые последствия, идентичные последствиям после потери Попасной.

Чтобы обезопасить Донецк, нужно двигаться на запад

— Если Артемовск будет освобожден Российской армией, снизит ли это угрозу Донецку с точки зрения артиллерийских обстрелов столицы ДНР?

— Отчасти, так как взятие Артемовска вынудит ВСУ перестраивать свою оборону на Донбассе, но важно понимать, что, пока не взяты Марьинка и Авдеевка, обстрелы из ствольной артиллерии в текущем режиме будут продолжаться. Прекращение обстрелов Донецка требует серьезного продвижения на запад от Донецка в направлении Красноармейска, где также надо брать Красногоровку, Селидово, Курахово и т.д.

Так что это непростая задача. При этом даже в этом случае Донецк останется в пределах досягаемости дальнобойных РСЗО и дальнобойной артиллерии, но, конечно, массированные обстрелы ВСУ будет организовывать куда как сложнее.