Пренебрежение к армии в 1990-х: рикошетом по России
Константин Гордийчук

Пренебрежение к армии в 1990-х: рикошетом по России

Русские должны научиться обращаться с оружием

В зону СВО продолжают прибывать добровольцы. Этот процесс не прекращается с первых месяцев боёв, но идёт он с разным темпом. Сначала добровольческих отрядов в СВО не было, потом пошёл всплеск добровольческого движения, затем поток плавно вышел на устоявшийся уровень, без резких скачков. На этом уровне движение пребывает по сей день.

Набор добровольцев проходит по нескольким направлениям. Это отряды Союза добровольцев Донбасса (СДД), казачьи отряды, подразделения минобороны, батальоны БАРС, именные батальоны, формируемые в регионах РФ, а также ЧВК. ЧВК - не только "Вагнер", но и "Редут" и другие подобные структуры. Чтобы уехать на войну с СДД или казаками, не обязательно состоять в СДД или быть казаком. Главное - желание быть добровольцем.

И тут есть следующая проблема, подмеченная автором во время наблюдения за подготовкой добровольцев перед отправкой в зону СВО: как минимум 30% наших мужчин не умеют обращаться с автоматом Калашникова, про более сложные образцы оружия вообще не говорю.

Можно долго описывать нелепые стойки, которые принимает на полигоне перед стрельбой практически каждый третий мужчина, готовящийся к отъезду в СВО. Это - проявление на практике гнусного наследия ельцинских 1990-х и начала 2000-х, когда против армии и всех силовых структур либералы вели настоящую идеологическую войну. Службу клеймили как нечто недостойное и мало почётное. Тот, кто откосил от армии, заранее считался умнее того, кто в армию пошёл.

Теперь, когда в Россию пришла война, откосившие от армии "умные", которым уже по 30-50 лет, держат автомат как палку и смотрят на него растерянными глазами. Они толком не умеют его ни заряжать, ни разбирать, ни целиться из него. Приходилось видеть, как крепкого сложения мужики с дерзким лицом беспомощно дёргают магазин, словно малые дети, не зная, как его отстегнуть; бегут с автоматом, как со шваброй в руках; тычут стволом в рядом стоящих, нарушая технику безопасности; шмаляют, как перепуганные, мимо мишени.

И это они делают в спокойной обстановке, на учебных стрельбах в тире или в поле. Что же будет, когда они окажутся в бою, где рычат танки, грохочут орудия и падают убитые, а уровень адреналина в организме зашкаливает так, что руки трясутся и ты работаешь на рефлексе (если ты его наработал в мирное время)?

Те из них, кто в эту трудную для страны годину решился отправился на войну - молодцы. Но они, стараясь в авральном темпе исправить ошибки молодости, т.е. научиться обращению с оружием - лёгкая мишень для опытного противника. Понятно, что с украинской стороны такие же проблемы с подготовкой личного состава. Однако мы говорим не о профессиональном уровне ВСУ, а об отсутствии начальных боевых навыков у значительной доли мужского населения России.

Вдруг в условиях СВО оказалось, что судьбу страны можно доверить не "умным", которые в молодости прятались от армии и занимались кто уголовщиной, кто бизнесом, кто пьянками и обыкновенным бытовым головотяпством, а тем, чья рука привычна к автоматной рукоятке и кто в своё время носил военную форму. На войне оказались полезнее те, над кем в 1990-х смеялись, что, дескать, недотёпы, не сумели от военкома улизнуть. Отвергнутый камень оказался положенным в основу угла.

Война на Украине - это артиллерийская война. Стрелковым оружием на ней не обойдёшься. Добровольческие батальоны нуждаются в АГС, СПГ, ПТУР, ПЗРК и других "утяжелённых" видах вооружения, вплоть до артиллерийских орудий различного калибра. Чаще всего подавляющее большинство добровольцев не умеют обращаться с подобным вооружением. Даже гранатомёт для многих – неизведанное оружие.

Обучение человека, не умеющего держать в руках АК-74, стрельбе из таких видов вооружения превращается в долгий и нудный процесс, так как обучаемый не имеет понятия даже о полёте пули, что уж говорить о баллистике тяжёлых боеприпасов! Не раз случалось так, что в решительный момент боя неопытный гранатомётчик предпочитал не стрелять из штатного оружия, так как не до конца понимал механизм его работы и не имел достаточного умения.

Вывод: каждый российский мужчина обязан научиться основным навыкам обращения с оружием, чтобы в тяжёлую минуту он был уже частично подготовленным солдатом, а не растяпой-новичком. В России много военно-патриотических и казачьих организаций, стрелковых клубов, есть ДОСААФ, в конце концов. Для тех, кто хочет, возможность научиться обращаться с оружием есть.

Чем больше наших мужчин будут владеть этими навыками, тем твёрже будет наша оборона и тем решительнее будет настроен наш народ на борьбу с супостатом. Те, кто не знаком с оружием, пусть начинают его изучать прямо сейчас. Лучше быть солдатом, чем пушечным мясом, даже если тебе кажется, что ты никогда не попадёшь на войну.