Заведомо невыгодные договоренности
Алексей Зотьев

Заведомо невыгодные договоренности

Запад вновь склоняет Россию к продлению «черноморской инициативы»

18 марта истекает срок так называемой «зерновой сделки», в рамках которой Россия взяла на себя обязательства не препятствовать вывозу зерна и кукурузы с территории черноморских портов Украины. Сегодня, 13 марта, начнется очередной раунд консультаций межведомственной российской делегации с генсекретарем Конференции ООН по торговле и развитию Ребекой Гринспан и главой Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Мартином Гриффитсом. По инициативе Киева переговоры по продлению «черноморской инициативы» начались намного раньше, но Россия не участвовала в обсуждениях, так как не проявляет серьезную заинтересованность в очередном продлении договорённостей на 120 дней.

«Российская сторона исходит из того, что заключенные в Стамбуле договоренности должны выполняться в увязке друг с другом, и констатирует, что до сих пор эффективно реализуется лишь украинская часть сделки, а сельхозэкспорт РФ продолжает блокироваться в результате западных санкций», – прокомментировало свое отношение к вопросу продления «черноморской инициативы» российское внешнеполитическое ведомство.

Позиция России абсолютно логична, так как коллективный Запад, на этот раз в лице ООН, сознательно забывает, что сделка состояла из двух частей – помимо «черноморской инициативы» были поставлены подписи и под Меморандумом Россия — ООН, подразумевающим создание условий для нормализации отечественного сельхозэкспорта.

Разумеется, те условия, которые касались интересов Российской Федерации, в первую очередь, снятие блокировки экспорта российских удобрений, не выполнялись под различным предлогом с самого первого дня. В то время, когда украинское зерно отправлялось с Одессы и других портов «странам третьего мира», российские удобрения под всевозможными предлогами блокировались в иностранных портах.

Несмотря на всю однобокость отношений России и Запада, зерновая сделка была возобновлена 17 ноября 2022 года. Не бессрочно, на 120 дней. Учитывая нежелание России продлевать договоренности, которые исполняются крайне неоднозначно, гарантии нашей стране были озвучены на уровне генерального секретаря ООН, который пообещал, что на этот раз исполнение сделки не будет односторонним.

Однако все обещания оказались пустыми, а вывоз удобрений продолжает блокироваться под разными предлогами, вроде проблем со страхованием судов, как продолжает блокироваться и работа аммиакопровода, с помощью которого до начала боевых действий осуществлялась доставка российских удобрений через Одесский морской порт на мировой рынок.

Сегодня, когда вывоз зерна из украинских портов вновь оказался под большой угрозой, заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак заявляет, что ООН ищет возможности по устранению препятствий для экспорта российских удобрений. Ищет, но не может найти уже без малого год. А все это время зерно и кукуруза из украинских портов продолжают оседать в Турции, Греции и Италии, так и не дойдя до «голодающего населения стран Африки и Азии».

Совершенно очевидно, что «гуманитарный аспект» зерновой сделки оказался фикцией, и до «нуждающихся и страждущих» зерно так и не дошло, осев в загашниках, сформированных для обеспечения продовольственной безопасности целого ряда довольно благополучных и местами даже процветающих стран Евросоюза. Более того, на данной сделке неплохо заработал и официальный Киев, который смог таким нехитрым способом погасить часть своих долговых обязательств, возникших в результате поддержки западными странами борьбы Украины за свое европейское будущее.

Также совершенно очевидно, что ни о какой выгоде России от неких послаблений, сделанных в отношении Украины и ее союзников, речи идти не может. Коллективный Запад, несмотря на гарантии ООН, не сделал ничего из того, что обязался сделать. И вряд ли ситуация хоть как-то изменится, если России вновь пойдет на уступки и продлит «черноморскую инициативу». Запад в последнее время в отношениях с Россией исходит исключительно из принципа, что слабый должен выполнять условия сделки, даже если сильный ее игнорирует. И в данной модели Россию до сих пор продолжают считать слабой стороной.

В сложившейся ситуации, когда Запад откровенно хоронит гуманитарную инициативу ООН, а по всему миру создаются препятствия для вывоза российской сельскохозяйственной продукции, в то время как украинское зерно идёт в Евросоюз по демпинговым ценам, Россия может отказаться от продления «черноморской инициативы», поставив под большой вопрос законность и возможность прохождения грузовых кораблей через акваторию Черного моря. Повлечет ли это какие-либо последствия для России? Разумеется, но сегодня нас уже мало чем можно удивить, а уж тем более — напугать. Все возможные санкции в отношении нас уже введены, а страны Евросоюза уже в той или иной мере участвуют в конфликте на Украине, открыто противопоставив себя России.

Не стоит думать, что мы не понимаем очевидных вещей и просто под жестким давлением коллективного Запада идем на навязываемые нам условия. Нет, это не так, и мы делаем все для того, чтобы приобрести самостоятельность в тех вопросах, которые ранее были завязаны на странах Запада и Украине. В начале марта правительство России утвердило «дорожную карту» строительства первого в России терминала по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани. Новый комплекс, который планируется запустить к началу 2024 года, заменит остановленный год назад экспортный маршрут через Одессу. И это – лишь одно из множества мероприятий. Так что мы не теряем время, а делаем работу над ошибками, которая уже в ближайшее время позволит нам декларативно отказываться от заведомо невыгодных России предложений и договоренностей.