"Ход конем"
Мария Рузанова

"Ход конем"

Присутствие ТЯО России в Белоруссии щекочет нервы Западу

В воскресенье 25 марта 2023 г. в интервью телеканалу «Россия 24» Владимир Путин объявил миру о решении разместить тактическое ядерное оружие на территории Белоруссии. Последующая за этим реакция Запада от «это проявление слабости» до «нам нисколечко не страшно» стоит того, чтобы чуть подробнее рассмотреть этот интересный «ход конем» нашего Верховного главнокомандующего.

На следующий день на CNN вышло интервью с бывшим шефом их московского бюро Джилл Догерти, которая считается большим экспертом по России и бывшему СССР. Вот что она говорит: «Я думаю, что он [Путин], как обычно, пытается повысить уровень угрозы. Как только вы употребляете слово “ядерный”… это пугает и привлекает внимание. Я не говорю, что мы должны приуменьшать [опасность]… Как это обычно бывает с президентом Путиным, нужно читать мелкий шрифт и помещать это в контекст».

О «мелком шрифте» и контексте поговорим чуть ниже, а далее эксперт по России отмечает, что важнее здесь то, что оружие не отдадут в руки Александра Лукашенко. Контроль останется у России, и это может стать проблемой. При этом утверждает Джилл: «Я не думаю, что сейчас время паники или чего-то в этом роде. Это Путин пытается обострить ситуацию, потому что у него есть проблемы… это провокационно. …Я думаю, это признак слабости Путина, потому что это единственное, что он может сделать прямо сейчас… Он не очень много получил от встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. Сейчас МУС выдал ордер на его арест как военного преступника. И потом, боевые действия на Украине идут не очень хорошо».

На вопрос журналиста, следует ли предпринимать ответные меры, эксперт отвечает: «Что ж, не забывайте, что у самих Соединенных Штатов есть тактическое ядерное оружие в Европе. … Но они находятся под контролем США... Они не просто разбросаны повсюду».

Итак, эксперт по России выделяет пока три проблемы: повышение нами ставок в конфликте, оставление за собой полного контроля над размещаемым оружием и само место, где это оружие будет размещено. «Я думаю, что возникает реальный вопрос, почему Лукашенко вообще соглашается на это?» - вопрошает Джилл. И это именно тот реальный вопрос, который, похоже, по-настоящему щекочет нервы Западу, как бы они ни старались показать, что повода для паники нет.

То, что размещаемое оружие в Белоруссии не несет непосредственной угрозы США, очевидно всем. Другими словами, оттуда Россия по США наносить удар не будет, возникни такая необходимость. Однако, по оценкам специалистов, такой ход помогает решить несколько задач: во-первых, сильно понижается вероятность агрессии по отношению к союзной Белоруссии и использование её в качестве места провокации, во-вторых, позволяет охватить дополнительными ударными возможностями юг и юго-запад Польши.

«Если раньше поляки могли рассчитывать на эффект от угрозы России свежей хорошо вооружённой двухсоттысячной армией, идущей на помощь терпящей поражение Украине, то из нового позиционного района двадцать-тридцать ядерных боезарядов моментально превратят Войско Польское в радиоактивный пепел, а десятки западно-украинских и польских городов в руины», - пишет политолог Ростислав Ищенко. Развивая эту мысль, он утверждает, что это «не просто абстрактный ответ на американскую модернизацию своих ядерных зарядов, размещённых в Германии, и на территориях некоторых других стран НАТО (включая Турцию), но вполне конкретное предупреждение, что попытка США расширить пространство войны, превратив её в европейскую войну против России, может вызвать ядерный ответ, достаточно чувствительный для того, чтобы Европа всерьёз задумалась о стоимости дальнейшей конфронтации с Россией, но достаточно локальный и не затрагивающий территорию США …, чтобы у Вашингтона сохранялась опция отступить, не втягиваясь в полномасштабный ядерный конфликт с Россией».

Ясно, что решение о размещении тактического ядерного оружия в Белоруссии, хоть и было озвучено буквально несколько дней назад, принято было гораздо раньше. Судя по видео, гуляющем по интернету, впервые об этом Лукашенко упомянул в 2021 г., а затем в 2022 г., что исключает тезис «эксперта по России» Джилл Догерти о проявлении Путиным слабости и желания спровоцировать Запад. Это больше похоже на заранее хорошо продуманный ход, который в этой «шахматной партии» с безумным Западом сыгран именно тогда, когда нужно.

США&Co пора перестать убеждать себя в слабости и неподготовленности России. Им лучше поменять «экспертов» и, наконец, действительно принять, что «мы-то по большому счету всерьез пока ничего и не начинали»!