Гагаузия не хочет в Румынию
Олег Горностаев

Гагаузия не хочет в Румынию

Запад пытается разжечь в Молдавии пламя войны

Премьер-министр Молдавии Дорин Речан заявил о подготовке молдавской армии к отражению внешней агрессии.

"Мы консолидируем возможности министерства обороны. У нас есть много друзей, которые помогают готовить наших солдат, чтобы построить устойчивые государственные институты и, соответственно, чтобы мы как общество могли сразу отреагировать, когда агрессор решит нас атаковать", – отметил премьер (цитата по ТАСС).

По словам Речана, у Молдавии много друзей, которые помогают в подготовке молдавских военнослужащих. Кто эти друзья – премьер не уточнил, как и агрессора, с которым молдаване готовятся воевать. Впрочем, он и так известен.

Поскольку кишинёвские власти тащат республику в состав Румынии, а в военной доктрине Румынии Россия обозначена врагом №1, ВС Молдавии тоже рассматривают Россию как угрозу. Президент республики, гражданка Румынии Майя Санду не может позволить себе думать иначе, ибо тогда она лишится финансовой поддержки Бухареста.

Если Молдавия должна стать частью Румынии, а молдаване – это тоже румыны, тогда, по мнению Кишинёва, Россия – такой же враг Молдавии, как и Румынии.

Заявление Речана прозвучало на фоне обострения отношений с автономной Гагаузией. Гагаузы – тюркский православный народ, всегда тянущийся к России. Гагаузия оставляет за собой право выхода из состава Молдавии, если Молдавия пойдёт на слияние с Румынией. Гагаузы не являются латинским народом, как молдаване, и Румыния их не восхищает.

Конгресс депутатов и представительных властей всех уровней Гагаузии принял 27 мая резолюцию, требующую закрепить возможность осуществления гагаузскими властями полномочий, предусмотренных конституцией и Законом о статусе Гагаузии. Конфликт Кишинёв – Комрат приобретает затяжной характер.

Потеряв из-за агрессивной румынизации в начале 1990-х Приднестровье, Молдавия стоит перед перспективой утраты Гагаузии по той же причине. Гагаузы искренне не понимают, почему они должны становиться румынами ради эгоистических амбиций Санду. Кишинёв пытается предотвратить приход к власти избранного главы Гагаузии Евгении Гуцул из оппозиционной партии "Шор". На Комрат оказывается Кишинёвом беспрецедентное давление.

В свете событий на Украине ситуация в Молдавии имеет немаловажное значение. Не веря в победу Киева над Россией на поле боя, Запад спешит загодя создать выгодное для себя стратегическое положение в соседних с Украиной регионах для дальнейшего противостояния с Россией.

Разморозка конфликта в Приднестровье была бы на руку Западу и Киеву, т.к. заставила бы Россию выделить часть средств на его разрешение. Если бы параллельно Грузия возобновила боевые действия в Южной Осетии и Абхазии, а Азербайджан пошёл на конфликт с российскими миротворцами в Нагорном Карабахе, Запад был бы в восторге.

Это всё наслоилось бы на обострение обстановки в Африке (Судан, Ливия и т.д.) и переброску сюда часть сил ЧВК "Вагнер", что окончательно отяготило бы действия России на украинском ТВД.

В полном объёме выполнить такой план Западу вряд ли удастся. Грузия, например, наотрез отказывается поставлять Зеленскому оружие и тем более открывать против России второй фронт. Но разжечь пламя войны в Молдавии Западу вполне под силу. Всё зависит от того, насколько далеко Санду и её окружение готовы зайти в своей покорности перед Западом.