Об информационном остракизме
Иван Добрый

Об информационном остракизме

Послесловие к незамеченному юбилею И. Р. Шафаревича

3 июня 2023 года почти все крупные российские СМИ проигнорировали столетие со дня рождения выдающегося русского математика, философа и публициста Игоря Ростиславовича Шафаревича.

Человек, именем которого гордилась бы любая страна, оказался под негласным запретом в федеральных масс-медиа.

Безусловно, такая ситуация связана не с нарочитым забвением достижений в науке, явно повлияло нечто иное.

Игорь Шафаревич (1923-2017) еще в советские времена числился среди диссидентов, принадлежащих к «русской партии». В 60-70 гг. прошлого века он активно защищал Русскую Православную Церковь и уже тогда считался имперцем и русским националистом.

Конечно, современные культовые российские журналисты и организаторы СМИ воспитывались на примерах диссидентов-западников, но вряд ли это послужило главной причиной намеренного замалчивания юбилея покойного мыслителя.

По-настоящему либеральная свора невзлюбила Игоря Ростиславовича после 1982 года, да и передала ненависть к нему своим наследникам в XXI столетии.

Что же произошло тогда? Шафаревич опубликовал эссе «Русофобия» и ввел в широкий оборот советского и постсоветского времени этот термин, придуманный еще в 1867 году поэтом и философом Федором Тютчевым, но находившийся вне массового сознания.

Кроме того, в «Русофобии» Шафаревич ознакомил читателя с понятием «малый народ» (по Огюстену Кошену), который великолепно коррелирует с «антисистемой» (по Льву Гумилеву).

Игорь Ростиславович так охарактеризовал эту вечно революционную структуру: «По-видимому, в каждый кризисный, переломный период жизни народа возникает такой же «малый народ», все жизненные установки которого противоположны мировоззрению остального народа. Для которого всё то, что органически выросло в течение веков, все корни духовной жизни нации, её религия, традиционное государственное устройство, нравственные принципы, уклад жизни – все это враждебно, представляется смешными и грязными предрассудками, требующими бескомпромиссного искоренения. Будучи отрезанным начисто от духовной связи с народом, он смотрит на него лишь как на материал, а на его обработку − как чисто техническую проблему, так что решение её не ограничено никакими нравственными нормами, состраданием или жалостью».

Само понятие и расшифровка его Шафаревичем не потеряли актуальности в наши сложные и тревожные дни. Обратите внимание на Украину. Ей как раз и «управляет» этот самый «малый народ», не имеющий жалости ни к своему подчиненному населению, ни к своим противникам из России и Новороссии.

Наивно искать в «малом народе» какие-то этнические признаки, он принципиально даже не интернационален, а вненационален. И он превращает в однородный серый гумус, отдавшиеся ему нации и этносы, снисходительно терпя на уровне «вышиванок» и псевдофольклора их традиции.

Неслучайно «малый народ» находит пособников себе и в России. Многие квазитворцы (признанные сейчас иноагентами) из интеллигентской слоя и поп-богемы чувствуют свою причастность к нему и защищают его, выливая ушаты грязи на граждан России, принадлежащих к любой этнической общности. Достается не только русским, но и бурятам, и чеченцам, и евреям, и калмыкам – всем, кому дороги Отечество, традиции и истинная религиозная вера.

Но информационному остракизму Шафаревич подвергся не только за раскрытие тайн русофобии и «малого народа». Он ведь увидел, что между пресловутой западной демократией и советской «командной системой» различия имеют лишь косметический вид.И это четко подтвердилось в нашу эпоху.

После февраля 2022 года все страны Запада (кроме Венгрии) в едином строю, по окрику из США, ринулись вводить санкции против Российской Федерации и снабжать оружием нацистский режим в Киеве. Похоже, что и соцсоревнование они развернули промеж себя, рапортуя в Вашингтон об успешных поставках «братве» Зеленского танков, ракет, снарядов и т. п.

Русский ученый и философ дал русской истории и политике инструмент для анализа не только ушедшего, но и настоящего, и будущего. «Малым народом» он сочтен опасным и после смерти. В этом и находится резон информационного остракизма, жертвой которого и стало имя И. Р. Шафаревича.