В РФ создадут восемь центров по развитию БПЛА
Василий Таран

В РФ создадут восемь центров по развитию БПЛА

В гонку включились 18 регионов

В России запланировали создать восемь научно-производственных центров БПЛА в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) в течение 2024–2025 годов. Об этом заявил накануне директор «Платформы национальной технологической инициативы» Андрей Силинг. Как сообщил нашему изданию военный эксперт Василий Кашин, дело не в количестве научных центров, а в том, как быстро Россия сможет наладить выпуск собственных ключевых компонентов для БПЛА.

По словам Андрея Силинга, в рамках федерального проекта по поддержке БАС сеть научно-производственных центров — один из ключевых инструментов развития отрасли. «Сейчас правительство РФ решает сложную задачу по балансировке бюджета по приоритетным направлениям. В модель нацпроекта БАС заложено создание и поддержка трех центров в 2024-м, плюс еще пяти центров в 2025-м», — заявил он.

Силинг напомнил, что сейчас в РФ уже существуют два таких центра. Это федеральный центр БАС, созданный правительством Москвы, Минпромторгом и «Платформой НТИ». А также центр в Самарской области, организованный властями региона и компанией «Транспорт будущего» (он начнет работу в конце августа 2023 года).

Напомним, по данным «Платформы НТИ», Петербург, Севастополь и еще 16 регионов России уже подали заявки на создание научно-производственных центров в течение следующих двух лет. «К созданию НПЦ в 2024-2025 годах заявилось 18 регионов. Среди них – Петербург, Севастополь, Нижегородская, Тульская, Рязанская, Томская, Самарская, Сахалинская, Воронежская области, Татарстан и Башкортостан», — сообщили в пресс-службе.

Уже известно, что в Сахалинской области намерены создать центр по разработке образовательных дронов и водородных ячеек, там же хотят создавать технологии в области искусственного интеллекта. В Башкортостане сконцентрируются на разработке автономных беспилотников, программного обеспечения и производстве композитных материалов для них. В Новосибирской области планируют разрабатывать средние и тяжелые беспилотники с грузоподъемностью до тонны, способные развивать скорость до 350 км/ч.

Ранее стало известно, что на нацпроект «Беспилотные авиасистемы» в 2024-2026 годах из бюджета РФ выделят 300 млрд рублей. Всего в правительстве обсуждают проекты создания 35 научно-производственных центров по всей стране. Также сообщалось, что в Ленобласти вскоре откроют учебный центр по подготовке операторов беспилотников.

Как сообщил нашему изданию военный эксперт, ведущий сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин, наладить выпуск качественных БПЛА можно только общенациональными усилиями.

«Сегодня беспилотники играют ключевую роль в ходе боевых действий на Украине — как при обороне, так и в наступлении. С ними же связаны основные перспективы в повышении производительности труда в РФ — это беспилотные системы доставки грузов, почты и т. д. С учетом задач технологического развития, поставленных властями, без развития этой отрасли не обойтись. Думаю, что теперь, в рамках федеральной программы, будут разрабатывать много видов дронов. Но ключевой вопрос, от которого зависит успех всего дела — насколько Россия окажется способна самостоятельно производить компоненты для БПЛА? Нам необходимо наладить массовый выпуск ключевых компонентов для них — двигатели, сенсоры, корпусные материалы, камеры и т. д. Это намного более технически сложный этап, чем конструирование и выпуск самих беспилотников. Так что перспективы развития отрасли полностью зависят от внедрения собственных ноу-хау», — указал Василий Кашин.

Эксперт напомнил — уже сейчас началась конкуренция между регионами и отдельными предприятиями за те 300 млрд рублей, которые заложены в нацпроект «Беспилотные авиасистемы».

«Эта конкуренция, конечно, полезна. Но в конечном счете все равно все зависит от прорывов в сферах производства базовых компонентов для БПЛА. Пока что массово производить такие компоненты по приемлемым ценам в том же Китае могут только крупные корпорации. А на уровне какого-то одного региона РФ, даже при федеральной поддержке, это нереализуемо, на мой взгляд. В основе прорыва в сфере БПЛА могут лежать только большие госпрограммы», — указал аналитик.

По мнению Кашина, сейчас в российской армии налицо серьезный рост применения разных видов БПЛА как на линии фронта, так и в ближайшем тылу.

«Есть вполне очевидные достижения — вроде БПЛА «Куб» и «Ланцет», о которых накануне говорил президент Путин. Виден и резкий рост поставок на фронт FPV-дронов, что, кстати, является заслугой скорее частных структур. Однако до массового самостоятельного производства беспилотников, сравнимого с китайским, нам, к сожалению, еще очень далеко. Да, по данным западных СМИ, в Татарстане сейчас активно строится завод по производству ударных БПЛА. Но насколько там производство локализовано, мы не знаем, ведь это военная тайна», — отметил Кашин.

Он напомнил, что военные ВСУ в последние месяцы говорят о том, что сейчас российская армия использует порой больше БПЛА на линии фронта, чем сами украинцы, которым эти беспилотники тысячами поставляют с Запада в уже готовом виде.

«Да, собирается их у нас много, и это связано с тем, что России удалось наладить поставки ключевых компонентов из дружественных стран — того же Китая и Ирана. Но в долгосрочном плане на сотрудничестве с каким-то внешним партнером далеко не уедешь. В экономическом отношении мы все равно рано или поздно начнем конкурировать с тамошними производителями. Не стоит забывать и о «вторичных санкциях» Запада, которые направлены на прекращение нам поставок комплектующих для БПЛА. Поэтому нам крайне необходимо создавать собственные базовые производства, и как можно скорее», — заключил военный аналитик.

Напомним, 4 августа разработчики БПЛА предложили создать в РФ единую систему обнаружения дронов. Она призвана объединить работу частных и госсистем защиты от атак беспилотников на территории страны. Как заявил глава правления «Федеральной технологической компании» Иван Поминов, беспокоит то, что частные лица не смогут использовать системы защиты от БПЛА. Поэтому выходом станет создание системы обнаружения беспилотников на базе Единого оператора комплексной защиты граждан от применения БПЛА. По словам Поминова, создание такой системы позволит свести протоколы обмена данными, а также их работу в единую систему оперативного реагирования по основным моделям угроз.